Для вас, педагоги!

Создано: 15.03.2021

ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПО ОТНОШЕНИЮ К ОКРУЖАЮЩИМ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ:

ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ

Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но не должно остаться без внимания педагогов.

В целях выявления деструктивного поведения несовершеннолетних педагогу важно обращать внимание на психологические и внешние признаки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

повышенная возбудимость, тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию;

зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессии;

проявление навязчивых движений;

неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям;

утрата прежнего эмоционального контакта с одногруппниками;

 

стремление показать свое «бесстрашие» окружающим;

стремление быть в центре внимания любой ценой;

нелюдимость, отчужденность, отсутствие друзей, низкие коммуникативные навыки;

избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги).

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ (ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ)

конфликтное поведение (частые конфликты с преподавателями и сверстниками, участие в травле (буллинге);

ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (подросток угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку);

проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия;

участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами;

трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»);

навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу);

участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников (педагогически запущенные дети, безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению);

жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми;

резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в мероприятиях, секциях, пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету);

пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения);

подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.);

появление у несовершеннолетнего (приобретение) предметов и веществ, которые могут быть использованы для закладок наркотиков (перочинные складные ножи, используемые для создания отверстий в стенах домов, полостей в грунте под закладки (обычно на лезвии остаются следы земли, известки, бетона или краски); пластиковые пакеты малого размера; аэрозольные баллоны с краской, трафареты (для рекламы интернет- магазинов наркотиков);

использование в речи новых, нехарактерных для конкретного несовершеннолетнего выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.

ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ

использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную);

наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове;

нежелание следить за своим внешним видом;

появление следов краски на одежде, руках (в случае нанесения на поверхности рекламы интернет-магазинов наркотиков часто используются аэрозольные баллоны);

появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от наркоторговли).

Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.

При проявлениях деструктивного поведения ребенку требуется психологическая помощь.

Современное прогрессивное развитие общества помимо позитивных тенденций несет в себе также негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на подростков: стремительный темп жизни, вседозволенность, легкодоступность информации, запрещенных веществ, новые формы насилия. Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информации из СМИ, Интернета, компьютерных игр.

Не отрицая положительного влияния IT-технологий на развитие подростков, цифровой мир несет с собой ряд онлайн-рисков.

ОСНОВНЫЕ ОПАСНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

КОММУНИКАЦИОННЫЕ РИСКИ

кибербуллинг (интернет-травля, преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет- сервисов; публикация и рассылка контента интимного характера).

Меры помощи подростку, подвергшемуся кибербуллингу:

- психологическая поддержка педагогом и родителями;

- изменение настроек приватности профиля подростка в соцсетях (убрать личную информацию, закрыть аккаунт от посторонних людей);

- создание новой учетной записи для подростка с измененным именем и фотографией профиля, чтобы обидчик не смог продолжить травлю;

- обучение правилам безопасного поведения в сети Интернет.

использование сети Интернет для вовлечения несовершеннолетних в совершение действий, представляющих опасность для их жизни и здоровья (суицидальные сайты; форумы потенциальных самоубийц; сайты, вовлекающие в участие в опасных играх; наркосайты; сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм); сайты, пропагандирующие экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, секты).

Этапы вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы:

- предоставление ложной информации (соответствующий тематический материал в сети, фото-, видеоинформация);

- общение, взаимодействие с вербовщиком сети - исполнение подростком указанных вербовщиком действий - попадание в зависимость;

-«незнакомый друг» в социальных сетях (прямые угрозы жизни и здоровью подростка от незнакомцев, предлагающих личные встречи);

-груминг (установление дружеского и эмоционального контакта с подростком в сети Интернет для его дальнейшей сексуальной эксплуатации);

-киберсталкинг (преследование подростка переходит из виртуального мира в реальный).

 

КОНТЕНТНЫЕ РИСКИ

-«шок-контент» (материалы (тексты, фото, видео, аудио), которые законодательно запрещены для публикации, вызывают у пользователя резко негативные чувства и ощущения: страх, ужас, отвращение, унижение);

-просмотр сайтов для взрослых.

ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСКИ

-незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе;

-повреждение устройств, программного обеспечения.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РИСКИ

-кража личных данных техническими средствами (в том числе в процессе интернет-шопинга);

-кибермошенничество.

НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПРИЗНАКОВ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ

проинформировать заместителя директора по ВР;

проинформировать классного руководителя;

привлечь к работе с несовершеннолетним педагога- психолога для проведения диагностических и, при необходимости, коррекционных мероприятий;

привлечь родителей (законных представителей) несовершеннолетнего и определить единую воспитательную стратегию;

сообщить о признаках противоправных деяний несовершеннолетнего администрации образовательной организации для принятия решения об информировании сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел.

Просмотров: 805