Типология уроков
Тип урока — понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов. В зависимости от дидактических целей выделяют следующие типы уроков.
Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:
1 — организация начала урока;
2 — проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 — подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
4 — изучение нового материала, в том числе и объяснение;
5 — закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6 — обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7 — подведение итогов и результатов урока;
8 — задание на дом;
9 — подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Структура урока изучения нового материала:
1 — первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
2 — указание на то, что учащиеся должны запомнить;
3 — мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
4 — сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
5 — первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
6 — контроль результатов первичного запоминания;
7 — регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
8 — внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
9 — частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:
1 — сообщение учащимися цели предстоящей работы;
2 — воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
3 — выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
4 — проверка выполненных работ;
5 — обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
6 — задание на дом (если это необходимо).
Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:
1 — сообщение темы, цели и задач урока;
2 — показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;
3 — проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;
4 — проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;
5 — проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;
6 — применение учащимися знаний, практические задания;
7 — выполнение комплексных творческих работ;
8 — итоги урока;
9 — домашнее задание.
Структура урока обобщения и систематизации знаний:
1 — сообщение темы, цели и задач урока;
2 — повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;
3 — повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;
4 — повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.
Структура урока проверки знаний:
1 — организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
2 — постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;
3 — изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
4 — подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
5 — определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.
Структура урока формирования умений и навыков:
1 — постановка цели урока,
2 — повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,
3 — проведение проверочных упражнений,
4 — ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,
5 — упражнения на их освоение,
6 — упражнения на их закрепление,
7 — тренировочные упражнения по образу и подобию, алгоритму, инструкции,
8 — упражнения на перенос в сходную ситуацию,
9 — упражнения творческого характера,
10 — итог урока,
11 — задание на дом.