Психолого-педагогическое сопровождение инновационного проекта
Программа
психолого-педагогического сопровождения
по реализации инновационного проекта
«Внедрение модели допрофильной подготовки педагогической направленности на II ступени общего среднего образования»
2019-2022г.г.
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 8
г. Могилева» с 2019 года участвует в инновационном проекте «Внедрение модели допрофильной подготовки педагогической направленности на II ступени общего среднего образования». Поэтому возникает необходимость разработки программы психологического сопровождения инновационной деятельности, направленной на:
-
- отслеживание формирования мотивации у учащихся к осознанному выбору профессий педагогической направленности;
- отслеживание результатов инновационной деятельности;
- отслеживание эмоционального состояния педагогов.
Важную роль в этом процессе играет психологическая культура педагога как основа профессионализма. В качестве психологических качеств, отражающих психологическую культуру педагога, выступают педагогическое мышление, эрудиция, целеполагание, предвидение, рефлексия.
Центральным фактором психологической культуры педагога является умение строить взаимоотношения и взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Психологическое сопровождение направлено на решение актуальных проблем, связанных с личностным становлением субъектов образовательной деятельности и их профессиональным развитием.
Предварительная работа с учащимися на II ступени общего среднего образования, в ходе допрофильной подготовки, позволит привлечь в педагогические классы наиболее мотивированных учащихся. Данная система обеспечит формирование у учащихся стремления к личностному развитию, социализации, а так же раскрытию интеллектуального и творческого потенциала каждого учащегося, подготовить учащихся к осознанному выбору педагогического профиля на III ступени общего среднего образования и в дальнейшем - профессиональной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение инновационной работы, позволит, интегрируя диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, включить сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов.
1. Работа с педагогами
Цель психологического сопровождения инновационной деятельности - создание безопасного социально-психологического климата, где каждый педагог, участвующий в инновационной деятельности может творчески реализовать свои возможности личностного и профессионального роста.
Задачи психологического сопровождения:
-
- формировать у педагогов психологическую культуру взаимоотношения и взаимодействия с обучающимися (через коррекцию взаимоотношений в системе «педагог-обучающийся» направленную на формирование мотивации);
- определять условия, способствующие личностному и профессиональному росту педагога, а также самосовершенствования;
- определять условия, способствующие снижению эмоционального выгорания педагога и его психологической деформации.
Методы работы:
Обучающие упражнения, интерактивные методы, метод анализа историй и ситуаций, мозговые штурмы: работа с информационными карточками; дискуссии: метод «Горячий стул», метод «Ранжирование», метод «Четыре угла», метод «Спорные утверждения»; коллективная творческая деятельность, консультирование, беседы, рефлексия.
Психодиагностика и анкетирование:
- определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности;
- определение потенциала педагогического коллектива и мотивационной
готовности к освоению новшеств;
- определение факторов, влияющих на развитие и саморазвитие педагогов;
- определение готовности педагога к участию в инновационной деятельности;
- изучение уровня эмоционального выгорания личности педагога.
2. Работа с учащимися
Цель: осуществление психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-9-х классов в ходе допрофильной педагогической подготовки учащихся II ступени общего среднего образования, их готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования.
Задачи психологического сопровождения:
1.формировать благоприятный микроклимат в условиях социально-
психологической адаптации учащихся;
2.побудить учащихся к самопознанию, самопониманию и самопринятию себя
как личности;
3.выявить интересы, склонности и способности учащихся к профессиям
Педагогической направленности;
4.определить уровень развития различных сторон личности учащихся;
5.изучить профессиональные намерения старшеклассников;
6.изучить коммуникативные компетентности старшеклассников.
2.1. учащиеся 5-6 классов (ориентационно-личностный)
Цель:
- формирование положительного отношения ко всем видам труда, а так же к
профессиям педагогической направленности;
- знакомство с возможно более широким кругом востребованных профессий;
- формирование понятия, как «Мои интересы» и стремления их расширять и
углублять;
- формирование благоприятного микроклимата в условиях социально-
психологической адаптации учащихся к обучению в среднем звене.
Общение в подростковом возрасте становится одним из ведущих видов деятельности.
-выявление и коррекция установок каждого члена группы, более полное и
точное представление о себе как индивидуальности;
-понимание и принятие себя и другого человека посредством тренинга общения
«Познай себя и других».
Задачи:
- развивать навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия,
самораскрытия и принятия других;
- развивать чувства собственного достоинства и уверенности в своих
возможностях;
- развивать социальную адаптивность, умения преодолевать жизненные
трудности;
- способствовать освоению невербальных каналов передачи информации;
- способствовать созданию новых моделей поведения;
- выявлять интересы учащихся;
- использовать индивидуальный подход в решении проблемы определенного
учащегося.
Методы работы:
Обучающие игры и упражнения (Кто я? Если бы я был волшебником...), интерактивные методы, метод анализа историй и ситуаций, коллективная творческая деятельность, мозговые штурмы, дискуссии, консультирование, беседы (интересы, склонности, способности), мини-лекции, мотивация к обучению.
Анкетирование:
- изучение мотивационной готовности учащихся к посещению факультативных
занятий и объединений по интересам;
- выявление особенностей психического развития учащихся.
2.2. учащиеся 7-8 классов (ориентационно-личностный)
Цель:
- формирование готовности к самоанализу, самооценке и мотивированному
выбору факультативных занятий, объединений по интересам;
- актуализация значимости профессиональной деятельности в жизни человека,
в том числе и повышение имиджа педагогических специальностей;
Задачи:
- выявить первичные профессиональные намерения учащихся.
Образовательные:
- познакомить учащихся с методами самопознания и самовоспитания;
- сформировать представление о личности и способах саморегуляции;
- учить презентовать себя и результаты своего труда.
Развивающие:
- развивать творческие способности в индивидуальных видах учебной
деятельности;
- развивать умение самоанализа и самовоспитания; работать в заданном темпе и
работать в группах.
Воспитательные:
- воспитывать умение планировать свою деятельность;
- воспитывать чувство ответственности за свои действия.
Методы работы:
Обучающие профориентационные упражнения (Кто есть кто? Письмо самому себе), интерактивные методы, метод анализа историй и ситуаций, творческие конкурсы, мозговые штурмы, дискуссии, консультирование, беседы (интересы, склонности, способности), мини-лекции, мотивация к обучению.
Психодиагностика и анкетирование:
- изучение мотивационной готовности учащихся к посещению факультативных
занятий и объединений по интересам;
- выявление особенностей психического развития учащихся.
2.3. учащиеся 9-ых классов (ориентационно-производительный)
Цель:
- формирование понимания целесообразности выбора факультативных занятий,
Объединений по интересам, расширение знаний о мире труда, в том числе о
профессии «Учитель»;
- формирование допрофессиональных трудовых умений и активной
деятельности самих старших подростков по формированию
личностного профессионального выбора, дальнейшего жизнеустройства, а
так же привлечения в педагогическую профессию мотивированной,
интеллектуально и духовно развитой молодежи, занимающей активную
гражданскую и жизненную позицию;
- формирование осознанного выбора профильного обучения
педагогической направленности учащимися хорошо подготовленными и
внутренне мотивированными;
- формирование профессиональных планов старшеклассников;
- обучение подростков конструктивному преодолению кризисных состояний.
Задачи:
- осуществить осмысленный выбор факультативных занятий и объединений по
интересам учащимися;
- развивать умения у учащихся прогнозировать возможности профессии в
перспективе;
- способствовать анализу перспектив различных вариантов выбора профессии;
- способствовать инвентаризации представлений подростков об
отклоняющемся поведении и его влиянии на все сферы жизни человека;
- развивать умения управления своим эмоциональным состоянием;
- воспитывать чувство ответственности за свои действия.
- развивать способность к самосознанию и навыки выстраивания зрелых,
партнерских взаимоотношений;
- развивать способы эффективной коммуникации и моделей противостояния
негативному влиянию.
Методы работы:
Обучающие профориентационные упражнения, беседы, консультирование, интерактивные методы, метод анализа историй и ситуаций, мозговые штурмы, дискуссии: метод «Горячий стул», метод «Ранжирование», метод «Четыре угла», метод «Спорные утверждения»; мини-лекции, советы и рекомендации учащемуся, осуществляющему выбор факультативных занятий, объединений по интересам, профильного обучения в старших классах.
Психодиагностика и анкетирование:
- изучение мотивационной готовности учащихся к посещению факультативных занятий и объединений по интересам, профильного обучения в старших классах;
- выявление особенностей психического развития учащихся;
- изучение интереса к педагогической профессии;
- изучение готовности к профессиональному самоопределению.
3. Работа с родителями
Цель психологического сопровождения инновационной деятельности - построение активных взаимоотношений родителей с детьми, способствующих развитию внутренних ресурсов учащихся и путем соотнесения их с требованиями профессиональной направленности старшеклассников.
Задачи психологического сопровождения:
-
- формировать у родителей психологическую культуру взаимоотношений и взаимосвязи с ребенком (через коррекцию взаимоотношений в системе «родитель-ребенок»);
- привлекать родителей в процесс принятия детьми решений по профессиональному определению;
- вовлекать родителей в процесс через обсуждение программы школы по профориентации учащихся, определяющий условия, способствующие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, а также самовоспитанию;
- обеспечивать открытость школы для родителей, формировать позитивное общественное мнение о школе.
Методы работы:
Консультирование индивидуальное и групповое, встречи за круглым столом, наглядная пропаганда, метод анализа результатов анкетирования учащихся, историй и ситуаций, мозговые штурмы: работа с информационными карточками; встречи вопросов и ответов (дискуссионный характер) с представителями различных профессиональных учебных заведений в рамках родительских собраний, деловые игры, Дни открытых дверей (посещение различных профессиональных учебных заведений родителями и детьми), рефлексия.
Анкетирование:
- определение насколько родители вовлечены в профессиональное самоопределение своих детей;
- изучение мнения родителей по введению профильных классов (изучение отдельных общеобразовательных предметов на повышенном уровне);
- изучение мнения родителей удовлетворённости организацией и качеством проведения факультативных занятий в школе.
Результативность работы
Формирование устойчивой мотивации участников инновационной деятельности основанной на данных психодиагностики, наблюдений, бесед для построения совместной работы психолога, педагогического коллектива, родителей, способствующей формированию у учащихся готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности в старших классах.
Просмотров: 1178