Психолого-педагогическое сопровождение инновационного проекта

Программа

психолого-педагогического сопровождения

по реализации инновационного проекта

«Внедрение модели допрофильной подготовки педагогической направленности на II  ступени общего среднего образования»

2019-2022г.г.

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 8 
г. Могилева» с 2019 года участвует в инновационном проекте «Внедрение модели допрофильной подготовки педагогической направленности  на II  ступени общего среднего образования». Поэтому возникает необходимость разработки программы психологического сопровождения инновационной деятельности, направленной на:

    • отслеживание формирования мотивации у учащихся к осознанному выбору профессий педагогической направленности;
    • отслеживание результатов инновационной деятельности;
    • отслеживание эмоционального состояния педагогов.

Важную роль в этом процессе играет психологическая культура педагога как основа профессионализма. В качестве психологических качеств, отражающих психологическую культуру педагога, выступают педагогическое мышление, эрудиция, целеполагание, предвидение, рефлексия.

Центральным фактором психологической культуры педагога является умение строить взаимоотношения и взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Психологическое сопровождение направлено на решение актуальных проблем, связанных с личностным становлением субъектов образовательной деятельности и их профессиональным развитием.

Предварительная работа с учащимися на II ступени общего среднего образования, в ходе допрофильной подготовки, позволит привлечь в педагогические классы наиболее мотивированных учащихся. Данная система обеспечит формирование у учащихся стремления к личностному развитию, социализации, а так же раскрытию интеллектуального и творческого потенциала каждого учащегося, подготовить учащихся к осознанному выбору педагогического профиля  на III ступени общего среднего образования и в дальнейшем - профессиональной деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение инновационной работы, позволит, интегрируя диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, включить сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов.

1. Работа с педагогами

Цель психологического сопровождения инновационной деятельности  - создание безопасного социально-психологического климата, где каждый  педагог, участвующий в  инновационной деятельности может творчески реализовать свои  возможности личностного и профессионального роста.

Задачи психологического сопровождения:

    • формировать у педагогов психологическую культуру взаимоотношения и взаимодействия с обучающимися (через коррекцию взаимоотношений в системе «педагог-обучающийся» направленную на формирование мотивации);
    • определять условия, способствующие личностному и профессиональному росту педагога, а также самосовершенствования;
    • определять условия, способствующие снижению эмоционального выгорания педагога и его психологической деформации.

Методы работы:

Обучающие упражнения, интерактивные методы, метод анализа историй и ситуаций, мозговые штурмы: работа с информационными карточками; дискуссии: метод «Горячий стул», метод «Ранжирование», метод «Четыре угла», метод «Спорные утверждения»; коллективная творческая деятельность, консультирование, беседы, рефлексия.

Психодиагностика и анкетирование:

- определение уровня готовности  педагогов к инновационной деятельности;

- определение потенциала педагогического коллектива и мотивационной

  готовности к освоению новшеств;

- определение факторов, влияющих на развитие и саморазвитие педагогов;

- определение готовности педагога к участию в инновационной деятельности;

- изучение уровня эмоционального выгорания личности педагога.

2. Работа с учащимися

Цель: осуществление психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-9-х классов в ходе допрофильной педагогической подготовки учащихся II ступени общего среднего образования, их готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования.

Задачи психологического сопровождения:

1.формировать благоприятный микроклимат в условиях социально-

    психологической адаптации учащихся;

2.побудить учащихся к самопознанию, самопониманию и самопринятию себя

    как личности;

3.выявить интересы, склонности и способности учащихся к профессиям

    Педагогической направленности;

4.определить уровень развития различных сторон личности учащихся;

5.изучить профессиональные намерения старшеклассников;

6.изучить коммуникативные компетентности старшеклассников.

2.1.  учащиеся 5-6 классов (ориентационно-личностный)

Цель: 

- формирование положительного отношения ко всем видам труда, а так же к

   профессиям педагогической направленности;

- знакомство с возможно более широким кругом востребованных профессий;

- формирование понятия, как «Мои интересы» и стремления их расширять и

  углублять;

- формирование благоприятного микроклимата в условиях социально-

  психологической адаптации учащихся к обучению в среднем звене.

Общение в подростковом возрасте становится одним из ведущих видов деятельности.

-выявление и коррекция установок каждого члена группы, более полное и

  точное представление о себе как индивидуальности;

-понимание и принятие себя и другого человека посредством тренинга общения

  «Познай себя и других».

Задачи:

- развивать навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия,

  самораскрытия и принятия других;

- развивать чувства собственного достоинства и уверенности в своих

  возможностях;

- развивать социальную адаптивность, умения преодолевать жизненные

  трудности;

- способствовать освоению невербальных каналов передачи информации;

- способствовать созданию новых моделей поведения;

- выявлять интересы учащихся;

- использовать индивидуальный подход в решении проблемы определенного

  учащегося.

Методы работы:

Обучающие игры и упражнения (Кто я? Если бы я был волшебником...), интерактивные методы, метод анализа историй и ситуаций, коллективная творческая деятельность, мозговые штурмы, дискуссии, консультирование, беседы (интересы, склонности, способности), мини-лекции, мотивация к обучению.

Анкетирование:

- изучение мотивационной готовности учащихся к посещению факультативных

  занятий и объединений по интересам;

- выявление особенностей психического развития учащихся.

2.2. учащиеся 7-8 классов (ориентационно-личностный)

Цель: 

- формирование готовности к самоанализу, самооценке и мотивированному

   выбору факультативных занятий, объединений по интересам;

- актуализация значимости профессиональной деятельности в жизни человека,

  в том числе и повышение имиджа педагогических специальностей;

Задачи:

- выявить первичные профессиональные намерения учащихся.

Образовательные:

- познакомить учащихся с методами самопознания и самовоспитания;

- сформировать представление о личности и способах саморегуляции;

- учить презентовать себя и результаты своего труда.

Развивающие:

- развивать творческие способности в индивидуальных видах учебной

  деятельности;

- развивать умение самоанализа и самовоспитания; работать в заданном темпе и

  работать в группах.

Воспитательные:

- воспитывать умение планировать свою деятельность;

- воспитывать чувство ответственности за свои действия.

Методы работы:

Обучающие профориентационные упражнения (Кто есть кто? Письмо самому себе), интерактивные методы, метод анализа историй и ситуаций, творческие конкурсы, мозговые штурмы, дискуссии, консультирование, беседы (интересы, склонности, способности), мини-лекции,  мотивация к обучению.

Психодиагностика и анкетирование:

- изучение мотивационной готовности учащихся к посещению факультативных

  занятий и  объединений по интересам;

- выявление особенностей психического развития учащихся.

2.3.  учащиеся 9-ых классов (ориентационно-производительный)

Цель: 

- формирование понимания целесообразности выбора факультативных занятий,

  Объединений  по интересам,  расширение  знаний о  мире труда, в  том числе о

  профессии «Учитель»;

- формирование      допрофессиональных     трудовых     умений     и    активной   

  деятельности      самих       старших         подростков       по       формированию    

  личностного   профессионального    выбора, дальнейшего  жизнеустройства,  а

  так      же     привлечения     в     педагогическую   профессию мотивированной,  

  интеллектуально    и    духовно    развитой  молодежи,  занимающей  активную

  гражданскую и жизненную позицию;

- формирование         осознанного           выбора         профильного         обучения  

  педагогической     направленности   учащимися   хорошо  подготовленными  и

  внутренне мотивированными;

- формирование профессиональных планов старшеклассников;

- обучение подростков конструктивному преодолению кризисных состояний.

Задачи:

- осуществить осмысленный выбор факультативных занятий и объединений по

  интересам учащимися;

- развивать умения у учащихся прогнозировать возможности профессии в

  перспективе;

- способствовать анализу перспектив различных вариантов выбора профессии;

- способствовать инвентаризации представлений подростков об

  отклоняющемся поведении и его влиянии на все сферы жизни человека;

- развивать умения управления своим эмоциональным состоянием;

- воспитывать чувство ответственности за свои действия.

- развивать способность к самосознанию и навыки выстраивания  зрелых,

  партнерских взаимоотношений;

- развивать способы эффективной коммуникации и моделей противостояния

  негативному  влиянию.

Методы работы:

Обучающие профориентационные упражнения, беседы, консультирование, интерактивные методы, метод анализа историй и ситуаций, мозговые штурмы, дискуссии: метод «Горячий стул», метод «Ранжирование», метод «Четыре угла», метод «Спорные утверждения»; мини-лекции, советы и рекомендации учащемуся, осуществляющему выбор факультативных занятий, объединений по интересам,  профильного обучения в старших классах.

Психодиагностика и анкетирование:

- изучение мотивационной готовности учащихся к посещению  факультативных занятий   и   объединений   по   интересам,   профильного  обучения  в старших классах;

- выявление особенностей психического развития учащихся;

- изучение интереса к педагогической профессии;

- изучение готовности к профессиональному самоопределению.

 

3. Работа с родителями

 

Цель психологического сопровождения инновационной деятельности  - построение активных взаимоотношений родителей с детьми, способствующих развитию внутренних ресурсов учащихся и путем соотнесения их с требованиями профессиональной направленности старшеклассников.

Задачи психологического сопровождения:

    • формировать у родителей психологическую культуру взаимоотношений и взаимосвязи с ребенком (через коррекцию взаимоотношений в системе  «родитель-ребенок»);
    • привлекать родителей в процесс принятия детьми решений по профессиональному определению;
    • вовлекать родителей в процесс через обсуждение программы школы по профориентации учащихся, определяющий условия, способствующие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, а также самовоспитанию;
    • обеспечивать открытость школы для родителей, формировать позитивное общественное мнение о школе.

Методы работы:

Консультирование индивидуальное и групповое, встречи за круглым столом, наглядная пропаганда, метод анализа результатов анкетирования учащихся, историй и ситуаций, мозговые штурмы: работа с информационными карточками; встречи вопросов и ответов (дискуссионный характер) с представителями различных профессиональных учебных заведений в рамках родительских собраний, деловые игры, Дни открытых дверей (посещение различных профессиональных учебных заведений родителями и детьми), рефлексия.

 

Анкетирование:

- определение насколько родители вовлечены в профессиональное самоопределение своих  детей;

- изучение мнения родителей по введению профильных классов (изучение отдельных общеобразовательных предметов на повышенном уровне);

- изучение мнения родителей удовлетворённости организацией и качеством  проведения  факультативных занятий в школе.

Результативность работы

Формирование устойчивой мотивации участников инновационной деятельности основанной на данных психодиагностики, наблюдений, бесед для построения совместной работы психолога, педагогического коллектива, родителей, способствующей формированию у учащихся готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности в старших классах.

Просмотров: 1178