Инновационный проект "Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования"
Состав участников инновационного проекта:
Консультанты проекта:
- Жук Александр Иванович, Ректор, доктор педагогических наук, профессор
- Позняк Александра Валентиновна, Начальник центра развития центра педагогического образования
Члены руководства:
- Директор Корзун Александр Иванович;
- Заместитель директора Малахова Наталья Петровна;
Педагогические работники:
Темы по самообразованию:
1. Использование инструментов многомерной дидактической технологии в допрофильной педагогической подготовке.
2. Практико-ориентированный подход при работе на факультативных занятиях допрофильной подготовки.
3. Развивающий потенциал факультативных занятий в рамках инновационного проекта.
4. Проблемное обучение как средство повышения учебной мотивации учащихся в допрофильной подготовке.
5. Ипользование современных технологий при работе на факультативных занятиях допрофильной подготовки.
ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГОПРОЕКТА
«ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ДОПРОФИЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА II СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
1. Подготовительный этап (февраль2019 г. - март 2019 г.)
Цель этапа:
- Подготовка необходимой нормативной правовой документации по реализации инновационного проекта
Задачи этапа:
- изучение опыта учреждений образования, участвующих в реализации экспериментального проекта по данной теме;
- изучение литературы по теме проекта;
- обеспечить участников инновационного проекта необходимыми ресурсами;
- подготовка необходимой документации по реализации инновационного проекта.
Содержание деятельности:
- самоопределение управленческой команды школы на инновационную деятельность;
- согласование темы инновационного проекта;
- оценка потенциала и дополнительных ресурсов для осуществления инновационной деятельности;
- мотивация педагогов на инновационную деятельность, создание групп участников проекта;
- изучение опыта работы других учреждений;
- изучение литературы по теме проекта;
- индивидуальные консультации по реализации инновационного проекта.
2. Конструктивно-технологический этап (март 2019 г. – сентябрь 2019 г.)
Цель этапа:
- разработка материалов и механизмов методического сопровождения инновационной деятельности
Задачи этапа:
- создать оптимальные условия для реализации инновационного проекта;
- обеспечить участников инновационного проекта необходимыми ресурсами;
- подготовить комплексно-целевую программу проекта.
Содержание деятельности:
- разработка плана реализации проекта на 2019/2020 учебный год.
- создание творческой группы участников проекта.
- проведение индивидуальных консультаций для участников проекта.
- издание приказа об инновационной деятельности, определяющего состав творческой группы по реализации проекта и функциональные обязанности.
- определение тем и направлений исследований участников инновационного проекта.
- инициирование законных представителей к участию в реализации инновационного проекта.
3. Диагностический (сентябрь-октябрь, 2019 г.)
Цель этапа:
- диагностика состояния готовности участников образовательного процесса работать в инновационном режиме
Задачи этапа:
- обеспечить участников инновационного проекта материалами для диагностики;
- организовать мониторинг по отслеживанию хода выполнения проекта.
Содержание деятельности:
- определение содержания и форм мониторинговых исследований, самоконтроля, форм, отчетности, анализа полученных результатов, форм коррекции, возможные риски, пути преодоления;
- диагностика готовности и мотивации педагогов к инновационной деятельности, уровня развития компетентности;
- диагностика уровня обученности, воспитанности, личностного развития учащихся;
- диагностика состояния здоровья учащихся, готовности педагогов к созданию здоровьесберегающей среды обучения;
- диагностика готовности методической и психологической служб школы к сопровождению инновационной деятельности;
- анализ и оценка полученной информации по результатам диагностики.
4. Практический этап (октябрь 2019 г. – апрель 2021 г.)
Цель этапа:
- Информационная, научно-методическая деятельность педагогов по внедрению модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования
Задачи этапа:
- внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования
- организация и проведение диалогических лекций, семинаров, круглых столов, дискуссий, рефлексивных практикумов, организационно-деятельностных игр, методических практикумов и др. по теме инновационного проекта;
- самообразование педагогов по теме инновационного проекта.
Содержание деятельности:
- организация и проведение обучающих семинаров, тренингов, практикумов для педагогов, реализующих инновационный проект;
- работа по реализации тем самообразования педагогов;
- организация работы по самообразованию участников проекта;
- повышение квалификации педагогов на базе АПО, МГОИРО и т.д.
- ведение педагогами дневников инновационной деятельности.
- проведение ученических, родительских собраний с обсуждением вопросов внедрения модели.
- информирование законных представителей о ходе и результатах реализации проекта.
- рассмотрение вопроса о ходе реализации инновационного проекта на заседаниях МО, педсоветов.
- создание портфолио учащихся, педагогов.
- коррекция и регулирование процессов внедрения инновационного проекта и пр.
5. Аналитический (обобщающий) этап (май-июнь 2022 г.)
Цель:
- Обобщение опыта педагогов участников инновационного проекта.
Задачи этапа:
- проанализировать полученные результаты;
- оценить положительный и отрицательный опыт работы.
Содержание деятельности:
- составление отчетов участниками инновационной деятельности.
- подготовка итогового отчета и комплекса материалов по итогам инновационной деятельности.
- разработка практических рекомендаций по внедрению инновационной модели
- публикации о ходе и результатах инновационной деятельности и пр.
Календарный план
реализации инновационного проекта
«Внедрение модели допрофильной подготовки педагогической направленности на II ступени общего среднего образования»
на 2021/2022 учебный год
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
Организационная работа |
|||
1 |
Анализ состояния допрофильной подготовки учащихся, выявление актуальных для учреждения образования проблем |
август 2021 |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П. |
2 |
Консультации у научного консультанта инновационного проекта |
в течение года |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П |
3 |
Педагогический совет «Анализ работы учреждения образования за 2020/2021 учебный год» (вопрос педсовета «О продолжении работы по реализации инновационного проекта в учреждении образования») |
август 2021 |
директор школы Корзун А.И. |
4 |
Включение вопроса организации и осуществления инновационной деятельности педагогического коллектива в план работы на 2021/2022 учебный год |
август-сентябрь 2021 |
директор школы Корзун А.И. |
5 |
Утверждение состава участников инновационной деятельности (далее – творческая группа) |
до 1 сентября 2021 года |
директор школы Корзун А.И |
6 |
Определение содержания и форм мониторингового исследования осуществления инновационной деятельности, анализа и оформления полученных результатов |
август 2021 года |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П., инновационная команда, педагог-психолог |
7 |
Организация образовательного процесса в соответствии с темой инновационной деятельности |
в течение учебного года |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П., инновационная команда, педагог-психолог |
8 |
Планирование индивидуальной деятельности учителей-участников инновационного проекта на 2021/2022 учебный год |
сентябрь 2021 |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П., инновационная команда, педагог-психолог |
9 |
Инструктивно-методическое совещание с участниками инновационного проекта «Ведение документации участниками инновационной деятельности» |
сентябрь 2021, январь 2022 |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П. |
10 |
Работа постоянно действующего семинара «Содержание, формы и методы допрофильной педагогической подготовки в урочной и внеурочной работе» |
на протяжении учебного года |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П. |
11 |
Организация работы объединений по интересам в инновационных группах учащихся по программам педагогической направленности |
сентябрь 2021 |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П. |
12 |
Контроль ведения документации участниками инновационной деятельности |
1 раз в четверть |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П. |
13 |
Индивидуальные консультации для педагогов, работающих в условиях инновации |
1 раз в четверть |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П. |
14 |
Организация волонтёрских групп учащихся |
на протяжении учебного года |
педагог- организатор |
15 |
Оформление информационного стенда «Моя будущая профессия – учитель», странички на сайте |
ноябрь 2021 |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П. |
16 |
Педагогический совет «Допрофильная педагогическая подготовка учащихся как необходимое условие осознанного профессионального выбора» |
март 2022 |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П. |
17 |
Совещание при директоре «Итоги инновационной деятельности» |
март 2022 |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П. |
18 |
Подготовка и написание справки «Об итоговых результатах реализации инновационного проекта» |
март 2022 |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П. |
19 |
Рефлексивный круглый стол по итогам диагностики достижений и затруднений педагогов, реализующих инновационную деятельность |
май 2022 |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П., инновационная команда, педагог-психолог |
20 |
Трансляция опыта педагогов-участников инновационного проекта (проведение мастер-классов, печатная деятельность) |
в течение учебного года |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П., инновационная команда |
21 |
Итоговый анализ по выполнению задач инновационной деятельности по проекту |
май 2022 |
директор школы Корзун А.И. |
Работа по психолого- педагогическому сопровождению инновационной деятельности |
|||
1 |
Реализация программы психолого- педагогического сопровождения |
сентябрь- май |
педагог-психолог Балутенко С.В. |
2 |
Подбор диагностического инструментария по диагностике участников инновационной деятельности |
август 2021 |
педагог-психолог Балутенко С.В. |
3 |
Организация работы консультационного пункта для педагогических работников |
в течение года |
педагог-психолог Балутенко С.В. |
4 |
Входная, промежуточная и итоговая диагностика |
сентябрь, октябрь, май |
педагог-психолог Балутенко С.В. |
5 |
Проведение тренинговых занятий |
в течение года |
педагог-психолог Балутенко С.В. |
6 |
Составление аналитических материалов |
в течение года |
педагог-психолог Балутенко С.В. |
7 |
Изучение готовности учащихся 9-ых классов к продолжению обучения в 10 классе педагогической направленности |
апрель 2022 |
педагог-психолог Балутенко С.В. |
Работа с педагогами |
|||
1 |
Инструктивно- методическое совещание «Ведение документации в процессе осуществления инновационной деятельности: дневники участников инновационной деятельности |
сентябрь 2021 |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П. |
2 |
Заседание методического объединения классных руководителей «Применение новых технологий в аспекте допрофильной педагогической подготовки учащихся» |
Сентябрь 2021, январь 2022 |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П., инновационная команда |
3 |
Обсуждение вопросов инновационной деятельности на заседаниях методических объединений |
1 раз в четверть |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П., инновационная команда |
4 |
Публикация тематических материалов в периодической печати по теме инновационной деятельности |
в течение учебного года |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П. |
5 |
Участие в конкурсе методических разработок |
апрель 2022 |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П., инновационная команда |
6 |
Оформление отчётов участников инновационной деятельности за 2021/2022 учебный год |
март-апрель 2022 |
участники инновационной команды |
7 |
Организация презентации деятельности участников инновационного проекта |
май 2022 |
заместитель директора Малахова Н.П., инновационная команда, педагог- психолог |
Работа с учащимися |
|||
1 |
Организация работы по вовлечению учащихся в объединения по интересам педагогической направленности |
сентябрь 2021 |
заместители директора, классные руководители |
2 |
Встреча с ветеранами педагогического труда |
октябрь 2021 |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П., классные руководители |
3 |
Организация работы по ведению учащимися портфолио достижений или папки личных достижений |
ноябрь 2021 |
классные руководители учащихся инновационных групп |
4 |
Организация участия учащихся волонтёрском движении |
на протяжении учебного года |
педагог- организатор |
5 |
Выпуск школьной газеты «Профессия педагога в зеркале истории», «Школа вчера, сегодня, завтра», статьи о педагогах |
на протяжении учебного года |
редактор газеты Азарова В. И. |
6 |
Форум – театр «Педагогические ситуации, их решение» |
декабрь 2021 |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П., педагоги- участники инновационного проекта |
7 |
Участие в профессиональных пробах |
март 2022 |
учителя- предметники |
8 |
Участие в ученических педагогических чтениях |
апрель 2022 |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П., педагоги- участники инновационного проекта, педагог- психолог |
9 |
Организация презентации деятельности участников инновационного проекта |
май 2022 |
заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П., педагоги- участники инновационного проекта, педагог- психолог |
Работа с родителями |
|||
1 |
Проведение родительских собраний с целью информирования законных представителей учащихся с задачами, направлениями и содержанием инновационной деятельности по допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования |
сентябрь 2021 |
заместитель директора Малахова Н.П., классные руководители |
2 |
Проведение индивидуальных консультаций |
в течение года |
заместитель директора Малахова Н.П., классные руководители |
3 |
Работа консультационного пункта для законных представителей по проблеме профессионального самоопределения |
в течение учебного года |
педагог- психолог Балутенко С.В. |
4 |
Анкетирование родителей по вопросам реализации инновационного проекта |
май 2022 |
заместитель директора Малахова Н.П., классные руководители |