Методическое объединение учителей истории, обществоведения, искусства, трудового обучения
Кадровой состав учебно-методического объединения
учителей истории, обществоведения, искусства, трудового обучения
2025/2026 учебный год
Ф.И.О. |
Предмет |
Образование |
Общий, педагогический стаж, в должности |
Категория, год присвоения |
Обязанности |
Манкевич Лилия Алексеевна |
История, Обществоведение, Искусство |
Высшее, МГУ им А.Кулешова, 1997, учитель истории и социально-политических дисциплин |
28 |
Высшая, 2012, подтверждение 2017г. |
Председатель УМО учителей истории, обществоведения, искусства, трудового обучения. Руководитель творческой группы, тренер областного ресурсного центра по подготовке к республиканской олимпиаде по учебному предмету «Обществоведение». Член республиканской творческой группы учителей истории и обществоведения |
Самарцева Татьяна Николаевна |
История, Искусство |
Высшее, МГПИ им А.Кулешова 1993, учитель истории и социально-политических дисциплин |
34 |
Высшая, 2008, подтверждение 2013г. |
Член республиканской творческой группы учителей истории по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся и членом школьного инновационного проекта «Внедрение модели формирования методологической культуры учащихся в образовательном процессе» Руководитель творческой группы ГРЦ «История Беларуси». Руководитель школьной музейной комнаты |
Жариков Денис Сергеевич |
История, Искусство |
Высшее, МГУ им А.Кулешова, учитель истории |
18 |
первая |
|
Кудаленко Вадим Олегович |
Трудовое обучение |
Высшее, МГУ им А.Кулешова,2010 учитель биологии, географии |
3 |
вторая |
|
Дедкова Елена АВнтоновна Антоновна |
Трудовое обучение |
Высшее, МГУ им А.Кулешова,1996 учитель русского языка и литературы |
27 |
первая |
|
Инструктивно-методические письма
ПЛАН РАБОТЫ
учебно-методического объединения учителей истории, обществоведения, искусства, трудового обучения
государственного учреждения образования «Средняя школа № 8 г. Могилева»
на 2025/2026 учебный год
Тема учебно-методической работы: «Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в формировании и развитии личности обучающихся в интересах государства и общества посредством создания эффективного образовательного пространства».
Цель учебно-методической работы: совершенствование профессиональной компетентности учителя по вопросам создания эффективного образовательного пространства с учетом имеющегося эффективного педагогического опыта.
Задачи:
- повышать правовую грамотность педагогов через изучение обновленного нормативного правового обеспечения общего среднего образования в 2025/2026 учебном году;
- оптимизировать работу педагогов по использованию современных подходов, методов, технологий, средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на воспитание и развитие личности;
- продолжить работу педагогов по формированию функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета в контексте подготовки к НИКО-2026;
- применять эффективные образовательные стратегии и дифференцированное обучение в работе с одаренными и высокомотивированными учащимися, способствовать повышению результативности участия в интеллектуальных конкурсах, научно-исследовательской деятельности и предметных олимпиадах;
- совершенствовать уровень профессиональной компетенции педагогов через личностное развитие, повышение квалификации, овладение современными образовательными технологиями, участие в профессиональных конкурсах;
- способствовать адаптации молодых специалистов к профессии, оказывать помощь в овладении основами профессионального мастерства, формировать у них потребность в непрерывном образовании;
- создавать условия для изучения, обобщения и распространения положительного педагогического опыта творчески работающих учителей.
Заседание № 1 (октябрь)
Тема:«Формирование функциональной грамотности учащихся средствами учебных предметов «История», «Обществоведение», «Искусства»,»Трудовое обучение»
Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства учителей по вопросу формирования читательской грамотности учащихся в контексте подготовки к НИКО-2026.
Форма проведения: фестиваль педагогических идей.
Вопросы для обсуждения:
Научно-методический блок
Читательская грамотность учащихся как одна из составляющих формирования функциональной грамотности учащихся.
Учебно-методический блок
- Современный урок, как возможность проявить межпредметные связи для развития функциональной грамотности учащихся.
- Читательские умения - основа формирования читательской грамотности учащихся в процессе изучения учебных предметов история, обществоведение, искусства, трудовое обучение
Практический блок
- Мастер-класс «Практико-ориентированные задания как инструмент формирования читательской грамотности»
- Результаты учебной деятельности учащихся за I четверть 2025/2026 учебного года.
- Анализ итогов, заданий первого этапа республиканской олимпиады по истории, обществоведению; анализ школьного этапа конкурса работ исследовательского характера учащихся.
Литература
- Ковалёва, Г. С. Новый взгляд на грамотность : По результатам международного исследования PISA-2000 [Электронный ресурс] / Г. С.Ковалёва, Э. А. Красновский. – М. : Логос, 2004. – Режим доступа: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200501401. – Дата доступа: 22.05.2025.
- Крылова, О.В. Формирование читательской грамотности учащихся / О.В. Крылова // Школьные технологии – 2016. – №3 – С. 70–78
- Рябинина, Л.А. Мониторинг читательской грамотности: региональный опыт / Л.А. Рябинина, Т.Ю. Чабан // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. Т. 1, – № 4 (61). – С. 236–247.
- Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности / Ю.Н. Гостева [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. Т. 1, – № 4 (61). – С. 34–57.
- Функциональная грамотность: вызовы и решения // Материалы краевой научно-практической конференции. – 2023. – 150 с.
- Цукерман, Г.А. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15 летних школьников / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова // Вопросы образования. – 2011. – № 2. – С. 123–150.
- http://www.belstat.gov.by – официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. https://pravo.by – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь; 9.http://fingramota.by – Единый портал финансовой грамотности.
Заседание № 2 (декабрь)
Тема: «Интеграция технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс с целью повышения эффективности подготовки педагогов»
Цель: Повысить качество и эффективность подготовки педагогов через использование технологии искусственного интеллекта в образовательном процессе.
Задачи: 1. Исследование современных возможностей и инструментов искусственного интеллекта, применимых к подготовке педагога к учебным занятиям. 2. Создание банка методических материалов по освоению конкретных инструментов искусственного интеллекта для автоматизации и повышения эффективности педагогической деятельности.
3. Оценивание результативности применения ИИ в профессиональной деятельности для повышения качества обучения и личной компетентности.
Форма проведения: семинар-обмен опытом План проведения:
- Научно – методический блок
1.1 Современные инструменты искусственного интеллекта наиболее эффективно способствующие подготовке педагогов к проведению учебных занятий
2. Учебно – методический блок
2.1 Использование технологий ИИ для снижения нагрузки педагога при выполнении им основных задач при подготовке к занятию (дизайн урока, подбор материалов, оценка потребностей и т.д.)
2.2 Навыки и компетенции («prompt engineering» — умение формулировать запросы) необходимые педагогу для эффективной работы с технологией ИИ
3. Практический блок
3.1 Оценка степени уровня вовлеченности и мотивации учащихся во время учебных занятий, созданных с помощью ИИ
3.2 Оценка влияния использования ИИ на уровень профессионального выгорания и удовлетворенность педагога.
3.3 Проектирование учебного занятия с использованием технологии ИИ направленных на формирование ключевых компетенций учащихся.
педагоги члены УМО
3.4 Сравнительный анализ уровня учебных достижений по учебным предметам за предыдущий учебный год и 1-ю, 2-ю четверти 2024/2025 учебного года (в разрезе каждого учителя). Л.А.Манкевич, председатель УМО
3.5 Анализ результатов проведения II этапа республиканской олимпиады по учебным предметам и обсуждение подготовки к III этапу.
Л.А.Манкевич, председатель УМО
3.6 Анализ подготовки учащихся к централизованному экзамену.
учителя Т.Н.Самарцева, Л.А.Манкевич
Домашнее задание
1. Подготовка материала на стенды для учащихся и родителей ЦЭ,ЦТ «История Беларуси в контексте всемирной истории», «Обществоведение» (XI класс) по завершении обучения и воспитания III ступени общего среднего образования;
учителя Т.Н.Самарцева, Л.А.Манкевич
Литература
1. Славинская, О. В. К вопросу о прогнозировании направлений развития машинного обучения в области образования / Славинская О. В., Лагутина А. А. // Информационные радиосистемы и радиотехнологии 2022 : материалы научнотехнической конференции, Минск, 29–30 ноября 2022 г. / Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники ; редкол.: В. А. Богуш [и др.]. – Минск : БГУИР, 2022. – С. 178–181.
2. Искусственный интеллект в образовании: перспективы применения // КиберЛенинка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii.
3. Сообщество IT-специалистов // Хабр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/ru/companies/mws/articles/343724/.
4. Искусственный интеллект в образовании: плюсы и минусы, варианты применения // Образовательная платформа Edutoria [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://edutoria.ru/blog/post/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-kakispolzovat-varianty-primeneniya.
5. Славинская, О. В. К вопросу о прогнозировании направлений развития искусственного интеллекта в области методического обеспечения образовательного процесса / О. В. Славинская, К. А. Радкевич, Н. С. Рябинин // Информационные радиосистемы и радиотехнологии 2024 : материалы Республиканской научнотехнической конференции, Минск, 21-22 ноября 2024 г. / Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники ; редкол.: В. А. Богуш [и др.]. – Минск : БГУИР, 2024. – С. 165-167.
Интернет-ресурсы:
http://adu.by.Технологии искусственного интеллекта в образовательном процессе.
https://boxapps.adu.by – конструктор заданий; комплексы интерактивных дидактических материалов по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси», «История Беларуси в контексте всемирной истории»;
https://www.belarus.by – официальный сайт Республики Беларусь;
http://www.belstat.gov.by – официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь.
Заседание 3 (март)
Тема: «Реализация воспитательного потенциала уроков социально-гуманитарного цикла в образовательном процессе»
Цель: Обеспечить эффективную реализацию воспитательного потенциала уроков социально-гуманитарного цикла для формирования у учащихся ценностных ориентиров, экологической ответственности и развития научного мировоззрения в рамках образовательного процесса.
Задачи:
1. Внедрять в уроки элементы проектной деятельности и дискуссий, способствующие развитию критического мышления, коммуникативных навыков и моральных ценностей.
2. Использовать межпредметные связи и практические задания для формирования экологической ответственности и уважения к природе среди учащихся.
3. Создавать условия для самостоятельного поиска информации, анализа научных данных и коллективной работы, направленных на развитие социальной и культурной ответственности.
Форма проведения: семинар
План проведения:
- Научно – методический блок
1.1 Формирование ценностных ориентиров у учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла.
1.2 Актуальные вопросы преподавания учебных предметов социально-гуманитарного направления в учреждениях общего среднего образования.
2. Учебно – методический блок
2.1. Эффективный опыт педагогов по реализации в образовательном процессе воспитательного потенциала экскурсий с целью формирования у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения и любви к Родине, природе своего края.
2.2. Дидактические материалы и методы для развития у учащихся ответственности, нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности.
2.3.Интерактивные дидактические материалы по изучению памятных мест Великой Отечественной войны. Информация о результатах расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
3. Практический блок:
3.1 Практикум с использованием материалов республиканских и региональных СМИ акцентировать внимание учащихся на тематике, связанной с мирным созидательным трудом граждан республики и достижениями нашей страны в различных сферах жизнедеятельности (наука, образование, культура, здравоохранение, экономика, спорт и др
3.2. Подготовка к проведению предметной недели по предметам социально-гуманитарного цикла.
Домашнее задание
- Панорама педагогического опыта. Обобщение, описание, представление и педагогического опыта по теме самообразования учителей – членов УМО.
Учителя УМО.
Литература
Директива Президента Республики Беларусь от 09.04.2025 № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства»
«О динамике ценностей современного общества» (https://bisr.gov.by/mneniya/o-dinamike-cennostey-sovremennogo-obschestva).
«О недопущении реабилитации нацизма» (2021 год) (https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12100103&p1=1),
«О геноциде белорусского народа» (2022 год) (https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200146);
«Ценностный портрет современного белорусского общества» (https://bisr.gov.by/my-v-smi/issledovanie-ponyatie-dabrabyt-obedinilo-v-sebe-glavnye-cennosti-belorusov), «О динамике ценностей современного общества»
«Профилактика преступлений и правонарушений среди обучающихся», https://vospitanie.adu.by/profilaktika-prestuplenij-i-pravonarushenij-sredi-obuchauschihsya.html
Интерактивные дидактические материалы по изучению памятных мест Великой Отечественной войны размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Электронные образовательные ресурсы / BoxApps.
Заседание 4 (май) Тема: «Итоги работы учебно-методического объединения учителей истории, обществоведения, искусства, трудовое обучение за 2025/2026 и определение задач на 2026/2027 учебный год»
Цель: оценить работу учебно-методического объединения в 2025/2026 учебном году, выявить проблемы и определить пути их решения.
Задачи: 1. Проанализировать работу УМО за 2025/2026 учебный год. 2. Презентовать полученные образовательные продукты. 3. Обсудить план работы учебно-методического объединения на 2026/2027 учебный год.
Форма проведения: методический отчет
План проведения:
1.Учебно – методический блок
1.1. Подведение итогов работы УМО за 2025/2026 учебный год и основные направления работы на 2025/2026 учебный год.
Л.А.Манкевич, председатель УМО
1.2. Анализ результатов творческой активности членов УМО по итогам 2025/2026 учебного года. Л.А.Манкевич, председатель УМО
1.3. Об итогах учебной деятельности учащихся за 2025/2026 учебный год.
Л.А.Манкевич, председатель УМО
1.4. Анализ результатов РКР по История Беларуси в контексте всемирной истории в 11 классе
Л.А.Манкевич, председатель УМО
1. 5. Анализ результатов проведения III -? этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.
2. Практический блок
2.1. Отчеты по темам самообразования. педагоги члены УМО
2.2. Выработка рекомендаций по планированию работы УМО на 2026/2027 учебный год.
Л.А.Манкевич, председатель УМО
2.3. О результатах учебной деятельности по учебным предметам «История», «Обществоведение», «Искусство», «Трудовое обучение» за II полугодие и 2025/2026учебный год
Л.А.Манкевич, председатель УМО
Литература
- Богачева, И.В. Общение и представление опыта педагогической деятельности / И. В. Богачева, И.В. Федоров, О.В. Сурикова. Общение и представление опыта педагогической деятельности. Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» Минск, 2012.
2.проект «История Беларуси во времени и пространстве»: https://boxapps.adu.by/public/game/1225;
3. https://vospitanie.adu.by/ Организация воспитания / Методические рекомендации интернет-проект «Партизаны Беларуси», «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны», «Официальные геральдические символы Республики Беларусь».
Заседание № 5 (август)
Тема: «Особенности организации образовательного процесса по учебным предметам социально-гуманитарного цикла в 2026/2027 учебном году».
Цель: обеспечение информационной и методической подготовки учителей
Форма проведения: инструктивно-методическое совещание.
Вопросы для обсуждения:
Учебно-методический блок
- Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по английскому языку в 2025/2026 учебном году: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на I, II и III ступенях общего среднего образования.
- Требования к организации учебного процесса.
- Анализ результатов республиканской контрольной работы по учебному предмету «История Беларуси» в XI классе, выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, централизованного экзамена по учебным предметам «История Беларуси», «Всемирная история» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.
- Анализ деятельности учебно-методического объединения за 2025/2026 учебный год.
5.Планирование работы учебно-методического объединения учителей истории, обществоведения, искусства, трудового обучения в 2026/2027 учебном году.
Литература:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании (ред. от 15.08.2025).
- Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 322 (в ред. от 15.04.2025).
- Государственный школьный стандарт, одобренный Постановлением коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 10.05.2022 № 4.11.
- Правила педагогических работников, утвержденные Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 10.06.2022 № 401.
- Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 (в редакции постановлений Министерства здравоохранения от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78, от 17.05.2017 № 35, от 03.05.2018 No 39).
- Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванню культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановахадукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі aд 25.08.2025.
- Методические указания по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам.
- Концепция учебного предмета «Иностранный язык».
- Учебные программы по учебному предмету «Иностранный язык» от 29.07.2025
- Учебные программы факультативных занятий по учебному предмету «Иностранный язык» (английский язык), реализующих образовательные программы общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2020 № 167
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2025/2026 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования».
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2022 г. № 227 «Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися» (в редакции 01.08.2025 № 136).
- Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования (Постановление Министерства образования РБ от 09.04.2024 №41).
- Образовательные стандарты общего образования (постановление Министерства образования от 26.12.2018 № 125).
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования» (ред. от 21.02.2025 № 43).
- Постановление Республики Беларусь от 27 декабря 2017 г. № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций».
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101«Аб зацвярджэнні інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнікаў з ліку прафесарска-выкладчыцкага складу)» (в ред. постановлений Минобразования от 26.03.2014 № 20, от 26.11.2014 №163, от 20.11.2015 № 131, от 11.05.2017 № 46, от 07.07.2022).
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 25.04.2025 № 75 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі».
- Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования (в редакции постановления Совмина от 12.07.2024 №502).
- Организация образовательного процесса при изучении учебных предметов «История Беларуси», «Всемирная история», «История Беларуси в контексте всемирной истории» Приложение 8,«Обществоведение» Приложение 9, «Искусство(Отечественная и мировая художественная культура) Приложение 18, Трудовое обучение Приложение 17.
Дополнительные информационные источники.
Сайт Государственного учреждения образования «Академия
последипломного образования» www.academy.edu.by
Сайт Государственного учреждения образования «Минский городской
институт развития образования » www.mgiro.edu.by
https://eior.by – единый информационно-образовательный ресурс;
https://boxapps.adu.by – комплекты интерактивных дидактических материалов;
http://www.belarus.by/ru/travel/heritage – официальный сайт Республики Беларусь;
http://www.belstat.gov.by/ – статистический ежегодник Республики Беларусь и др.
Национальный образовательный портал: https://adu.by;
https://eior.by – единый информационно-образовательный ресурс;
https://boxapps.adu.by – комплекты интерактивных дидактических материалов;
http://profil.adu.by. электронные приложения учебного предмета «Обществоведение» в X и XI классах на повышенном уровне
https://pravo.by – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь;
http://fingramota.by – Единый портал финансовой грамотности.
http://museum.by – информационный портал «Музеи Беларуси»;
https://muzei-mira.com – информационный портал «Музеи мира».
журнал «Беларускі гістарычны часопіс» (государственное предприятие «Издательство „Адукацыя і выхаванне“».
журнал «Мастацтва і школа» (государственное предприятие «Издательство «Адукацыя і выхаванне».
Просмотров: 2373