Методическое объединение учителей истории, обществоведения, искусства, трудового обучения

Кадровый состав учебно-методического объединения учителей истории, обществоведения, искусства (мировая и отечественная художественная культура), трудового обучения           

№ п/п Фамилия имя отчество учителя год рождения образование педагогический стаж категория
1. Манкевич Лилия Алексеевна 1971 высшее 28 лет высшая
2. Самарцева Татьяна Николаевна 1971 высшее 33 лет высшая
3. Федорович Лариса Петровна 1966 высшее 35 год первая
4. Дедкова Елена Антоновна 1972 высшее 27 лет первая
5. Кудаленко Вадим Олегович 1988 высшее 2 год без категории

 

Методическая тема УМО учителей на 2024/2025 учебный год:

«Повышение качества образования средствами учебных предметов, “История Беларуси в контексте всемирной истории“, „Всемирная история“, „История Беларуси”, «Обществоведение»Искусство (отечественная и мировая художественная культура)”, «Трудовое обучение», в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся».

Цель методической работы: совершенствование профессиональной компетентности учителя по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся.

Задачи:

  • своевременно информировать педагогических работников о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам, новинках педагогической литературы;
  • актуализировать и углубить знания учителей УМО о современных технологиях обучения, совершенствовать методику преподавания учебных предметов;
  • расширить информационно-образовательное поле учителей истории, обществоведения,искусства, трудового обучения по формированию функциональной грамотности учащихся при организации учебных, факультативных занятий и во внеурочной деятельности;
  • актуализировать и углубить знания учителей истории, обществоведения,искусства, трудового обучения по реализации воспитательного потенциала при организации учебных и факультативных занятий;
  • совершенствовать компетентности педагогов в области методических подходов по проектированию современного учебного занятия в контексте формирования функциональной грамотности и в процессе реализации междисциплинарых связей;
  • создавать условия для методического сопровождения роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации;
  • способствовать трансляции передового педагогического опыта учителями-предметниками в методических изданиях, семинарах и конференциях различного уровня.

 

Заседание 5 (август)

Тема: «Содержательные и организационно-методические особенности образовательного процесса по учебным предметам “История Беларуси в контексте всемирной истории“, „Всемирная история“ и „История Беларуси”, «Обществоведение»Искусство (отечественная и мировая художественная культура)”, «Трудовое обучение» в 2024/2025 учебном году».

Цель: создание условий для профессиональной компетентности членов УМО в области знаний нормативно - правовых документов и инструктивно-методических материалов по преподаванию учебных предметов «История Беларуси в контексте всемирной истории»,  «Всемирная история» и „История Беларуси”, «Обществоведение» “Искусство (отечественная и мировая художественная культура)”, «Трудовое обучение» в 2024/2025 учебном году».

Задачи:

  1. Ознакомить членов УМО с нормативными правовыми и учебно –

методическими материалами МО РБ, определяющими идеологию и стратегию в области образования.

  1. Проанализировать результаты ЦТ,ЦЭ по учебным предметам «История Беларуси», «Обществоведение» и жизнеустройство учащихся.
  2. Определить содержание, формы и методы работы УМО учителей истории, обществоведения, искусства, трудового обучения.

Форма проведения: инструктивно – методическое совещание.

Оборудование: нормативные правовые документы и сборники приказов МО РБ, методические журналы с материалами соответствующей тематики, презентации.

План проведения:

1.Научно-методический блок

Об основных нормативных правовых актах и методических документах, регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений Республики Беларусь в 2024/2025 учебном году:

 Актуализация знаний нормативных правовых документов:

Кодекс Республики Беларусь об образовании;

Государственный школьный стандарт (Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 10.05.2022 № 4.11)

Правила педагогических работников (приказ Министра образования Республики Беларусь от 10.06.2022 № 401);

Положение об учреждении общего среднего образования, учрежденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 ( в редакции 19.09.2022)

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2024 №47 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыi»;

Постановление совета министров Республики Беларусь от 7 августа 2019г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» (ред. от 03.05.2018) (далее – Санитарные нормы и правила); Приложение 12 к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 (в редакции постановления Совмина от 12.07.2024г. № 502);

          Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227; Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2017 № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций»;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 09.04.2024 №41 «Об установлении перечня мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования»;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 23.08.2022 № 284 «О научно-методическом обеспечении образования»;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования» (в редакции постановлений Минобразования от 30.12.2022 №509 и от 15.112023 №343)

           Методические указания по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам от 15.09.2022г. (Приложение 22);

«Об утверждении учебных программ по учебным предметам для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2023 № 190)

«Пералік вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, у 2024/2025 навучальным годзе»

1.1.2. Изучение новых нормативных правовых документов:

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь от 1 августа 2024 г. «Об организации в 2024/2025 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»;

Приложения 8,9,17,18 к Инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «История Беларуси в контексте всемирной истории»,  «Всемирная история»,  «История Беларуси», «Обществоведение» “Искусство (отечественная и мировая художественная культура)”, «Трудовое обучение»;

 Метадычные рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовагама маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі» (утвержденные 21.08.2023 заместителем Министра образования Республики Беларусь, в редакции от 26.07.2024);

Рекомендации по изучению учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси» на повышенном уровне в VIII-IX классах;

Рекомендации по изучению учебных предметов «Обществоведение» на повышенном уровне в IX классах;

Учебные программы  по учебным предметам «История Беларуси в контексте всемирной истории»,  «Всемирная история»,  «История Беларуси», «Обществоведение», “Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «Трудовое обучение»;

Учебные программы, учебно-методические комплексы для факультативных занятий по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение» “, «Трудовое обучение»;

Методические рекомендации по организации образовательного процесса при изучении отдельных учебных предметов на повышенном уровне в X–XI классах учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования, с использованием новых учебных пособий;

Методические рекомендации по проведению выпускного экзамена по учебному предмету «история Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования:

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об изучении в учреждениях общего среднего образования материалов о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»

Рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников централизованного экзамена 2024 года по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение».

            2. Учебно-методический блок

2.1. Анализ результатов итоговой аттестации учащихся, выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и централизованных экзаменов на III ступенях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году в государственном учреждении образования «Средняя школа № 8 г. Могилева»;

Л.А.Манкевич  председатель УМО

2.2. Об итогах изучения уровня обученности учащихся за 2023/2024 учебный год;

2.3. Об успеваемости профильных классов по итогам 2023/2024 учебного года;

Л.А.Манкевич председатель УМО

2.4.  Особенности изучения интегрированного курса «История Беларуси в контексте всемирной истории» в X классе в 2024/2025 учебном году ;

Л.А.Манкевич председатель УМО

2.5. Изучение модуля «Великая Отечественная война» в IX классе

Л.А.Манкевич председатель УМО

2.6.Компоненты УМК факультативных занятий по формированию функциональной грамотности;

Л.А.Манкевич председатель УМО

2.7.Использование материалов единого информационно-образовательного ресурса в образовательном процессе по учебным предметам» https://eior.by/.

Л.А.Манкевич председатель УМО

2.8.Анализ результатов республиканской контрольной работы по учебному предмету «История Беларуси» в XI классе;

2.9. Анализ выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, централизованного экзамена по учебным предметам «История Беларуси», «Всемирная история» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.

Л.А.Манкевич председатель УМО

 

3. Практический блок

3.1. Разработка плана работы УМО на 2024/2025 учебный год.

Л.А.Манкевич председатель УМО, педагоги члены УМО

3.2. Разработка плана работы по подготовке учащихся к выпускным экзаменам и ЦЭ, ЦТ в 2024/2025 учебном году.

Л.А.Манкевич, учитель истории и обществоведения

3.4.Планирование работы на основе методических рекомендаций и указаний, ИМП на 2024/2025 учебный год.

3.4. Планирование работы с высокомотивированными и одаренными учащимися через проведение факультативных и стимулирующих занятий, занятий ШРЦ по учебным предметам, создание банка данных одаренных и высокомотивированных учащихся.

педагоги члены УМО.

Домашнее задание

1. Изучить:

рекомендации по изучению учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси» на повышенном уровне в VIII-IX классах;

рекомендации по изучению учебных предметов «Обществоведение» на повышенном уровне в IX, X–XI  классах;

методические рекомендации по проведению и оцениванию работ в письменной форме, выполненных в классе и дома;

рекомендации по результатам НИКО, которыми следует руководствоваться в целях формирования читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности;

рекомендации по работе с учебными пособиями, которые к 2024/2025 учебному году переизданы с учетом результатов опытной проверки, диалоговых площадок, общественной экспертизы;

информацию об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным  предметам  «История Беларуси в контексте всемирной истории»,  «Всемирная история»,  «История Беларуси», «Обществоведение», “Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «Трудовое обучение» в 2024/2025 учебном году;

перечень УМК факультативных занятий по формированию функциональной грамотности средствами проектной деятельности в 2024/2025 учебному году

Члены УМО.

2. Проанализировать программы по учебным предметам и составить соответствующее КТП, утвердить директором.

Члены УМО.

3. Скорректировать планы подготовки учащихся к ЦЭ и ЦТ по всемирной истории, истории Беларуси и общесвоведению; графики занятий с участниками республиканской предметной олимпиады в 2024/2025 учебном году.

Учителя- предметники, работающие в VIII-XI классах

4.Согласовать график взаимопосещения учебных и факультативных занятий учителями – членами УМО.

Л.А.Манкевич  председатель УМО

5. Изучение модуля «Великая Отечественная война»

Модуль «Великая Отечественная война» изучается в IX клас

Информационные источники

 Основные нормативные правовые акты и методические документы, регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений Республики Беларусь в 2024/2025 учебном году.

Дополнительные интернет-ресурсы:

https://eior.by – единый информационно-образовательный ресурс;

https://boxapps.adu.by – комплекты интерактивных дидактических материалов;

http://www.belarus.by/ru/travel/heritageофициальный сайт Республики Беларусь;

http://www.belstat.gov.by/ – статистический ежегодник Республики Беларусь и др.

Национальный образовательный портал: https://adu.by;

http://profil.adu.by. электронные приложения учебного предмета «Обществоведение» в X и XI классах на повышенном уровне

https://pravo.by – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь;

http://fingramota.by – Единый портал финансовой грамотности.

http://museum.by – информационный портал «Музеи Беларуси»;

https://muzei-mira.com информационный портал «Музеи мира».

журнал «Беларускі гістарычны часопіс» (государственное предприятие «Издательство „Адукацыя і выхаванне“».

 журнал «Мастацтва і школа» (государственное предприятие «Издательство «Адукацыя і выхаванне».

 

 

Заседание 1 (ноябрь)

 

Тема: «Проектирование учебного занятия по истории, обществоведению, искусству, трудовому обучению  в контексте формирования функциональной грамотности учащихся»

Цель: Совершенствование компетентности педагогов в области современных методических подходов по проектированию учебного занятия в контексте формирования функциональной грамотности учащихся.

Задачи:

  1. Обеспечить освоение педагогами дидактических принципов построения

учебного занятия, направленного на формирование функциональной грамотности: целевые ориентиры, особенности содержания.

  1. Обеспечить освоение педагогами современных методов обучения,

соответствующих формированию функциональной грамотности учащихся.

  1. Определить наиболее эффективные средства и методы обучения для

реализации воспитательного потенциала на учебных занятиях по истории, обществоведению, искусству, трудовому обучению.

  1. Определить наиболее эффективные средства и методы формирования

функциональной (читательской, финансовой, компьютерной, информационной) грамотности учащихся.

Форма проведения: семинар-практикум.

План проведения:

1. Научно – методический блок

1.1.  Реализация задач Года качества средствами учебных предметов УМО, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся;

Л.А.Манкевич председатель УМО

1.2. Приемы формирования у учащихся социально и личностно значимых качеств (самостоятельности, целеустремленности, настойчивости в достижении цели, способности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность и т. д.) средствами учебных предметов УМО;

2.Учебно – методический блок

2.1. Проектирование современного урока по истории и обществоведению, трудовому обучению, искусству с использованием активных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся;

2.2. Современный урок в контексте формирования функциональной грамотности учащихся;

2.3. Формы, методы и приемы работы по формированию функциональной грамотности на учебных занятиях;

3. Практический блок

3.1. Анализ результатов участия обучающихся IX, X -XI классов на I и II этапа республиканских олимпиад по трудовому обучению, истории и обществоведению. Рекомендации по подготовке учащихся ко III этапу республиканской олимпиады по учебным предметам.

Л.А.Манкевич  председатель УМО

3.2. Об итогах изучения адаптации учащихся в условиях профильного обучения при переходе на III ступень общего среднего образования;

3.3. Об итогах изучения уровня обученности учащихся за I четверть 2024/2025 учебного года.

Л.А.Манкевич председатель УМО

3.4. О результатах проверки ведения рабочих тетрадей.

Л.А.Манкевич председатель УМО

Домашнее задание

  1. Взаимопосещение учебных и факультативных занятий в IX - XI

 классах в контексте формирования функциональной грамотности.

Члены УМО

  1. Коррекция графика занятий с участниками III этапа республиканской

олимпиады по истории и обществоведению.

Учителя- предметники, работающие в IX, X -XI классах

  1. Подготовка и проведение открытых учебных занятий по предметам УМО, с целью реализации рациональных методов и приемов обучения учащихся по формированию функциональной грамотности учащихся.

Учителя- предметники, работающие в IX - XI классах.

 

Заседание 2 (январь)

Тема: «Проектная деятельность учащихся как средство формирования функциональной грамотности учащихся на учебных, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности»

Цель: расширение информационно-образовательного поля педагогов истории, обществоведения, искусства, трудового обучения по формированию функциональной грамотности при организации учебных, факультативных  занятий и во внеурочной деятельности.

Задачи:

1. Обменяться накопленным опытом работы  в области реализации функциональной грамотности при организации учебных, факультативных  занятий и во внеурочной деятельности по предметам гуманитарного цикла.

2. Обеспечить освоение педагогами  особенностей использования тестовых заданий на учебных, факультативных  занятиях и во внеурочной деятельности.

3. Углубить знания педагогов УМО по реализации дифференцированного подхода в обучении учащихся решению задач на учебных, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

4. Определить наиболее эффективные средства и методы формирования предметных компетенций учащихся: организация повторения, систематизации  и обобщения учебного материала, подготовка учащихся у итоговой аттестации.

Форма проведения: семинар-обмен опытом

План проведения:

  1. Научно – методический блок

1.1. Проектные компетенции, формируемые на учебных занятиях и во внеурочное время.;

1.2. Факультативные занятия как форма развития проектных компетенций учащихся.

2. Учебно – методический блок

2.1.Методические особенности реализации развивающей и воспитывающей функции проектной деятельности учащихся.

2.2. Методика организации проектной деятельности учащихся на учебном занятии по истории, обществоведению, трудовому обучению

2.3. Оценка степени сформированности проектных компетенций учащихся.

3. Практический блок

3.1. Проектирование учебного занятия с использованием современных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на формирование проектных компетенций учащихся.

педагоги члены УМО

3.2. Сравнительный анализ уровня учебных достижений по учебным предметам за предыдущий учебный год и 1-ю, 2-ю четверти 2024/2025 учебного года (в разрезе каждого учителя).

Л.А.Манкевич председатель УМО

3.3. Анализ результатов проведения II и III этапов республиканской олимпиады по учебным предметам, подготовка к IV этапу.

Л.А.Манкевич председатель УМО

Домашнее задание

1. Подготовка  материала на стенды для учащихся и родителей выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования,

 ЦЭ по истории и обществоведению (XI класс) по завершении обучения и воспитания III ступени общего среднего образования;

Л.А.Манкевич учитель истории и обществоведения, Т.Н.Самарцева учитель истории

2. Подготовка и проведение открытых факультативных занятий и мероприятий внеурочной деятельности по предметам УМО с целью формирования функциональной грамотности учащихся.

педагоги члены УМО.

 

 

 

 

 


 

Заседание 3 (март)

Тема: «Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе реализации междисциплинарных связей при изучении истории, обществоведению, искусству, трудовому обучению посредством различных заданий»

Цель: расширить информационно-образовательное поле учителей истории, обществоведения, искусства, трудового обучения по формированию функциональной грамотности учащихся в процессе реализации междисциплинарых связей;

Задачи:

  1. Обеспечить освоение педагогами особенностей использования практоко-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием для формирования функциональной грамотности учащихся.
  2. Углубить знания педагогов по использованию на учебных занятиях заданий эвристической и исследовательской направленности с прикладным содержанием.
  3. Углубить знания педагогов по использованию на факультативных занятиях задач проблемно-ситуационного характера.
  4. Разработать методические рекомендации, способствующие реализации междисциплинарных связей при изучении истории, обществоведения, трудового обучения посредством различных заданий.

Форма проведения: семинар - практикум

План проведения:

  1. Научно – методический блок

1. Использование современных информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов, разнообразных форм организации учебного взаимодействия, направленных на реализацию междисциплинарных связей в контексте формирования функциональной грамотности учащихся;

2. Учебно – методический блок

2.1. Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе реализации междисциплинарных связей при изучении обществоведения;

2.2. Реализация межпредметных связей при изучении истории в контексте формирования функциональной грамотности учащихся;

2.3. Проектно-исследовательская деятельность по истории, трудовому обучению как средство развития функциональной грамотности учащихся;

2.4.Реализация учебных задач по подготовке к  республиканской контрольной работы по учебному предмету «История Беларуси» в XI классе.

3. Практический блок:

3.1.Подготовка материалов к республиканской контрольной работе по учебному предмету «История Беларуси» в XI классе;

3.2.Подготовка к проведению предметной недели по предметам гуманитарного цикла;

3.3. Анализ результатов проведения 1-го этапа городской олимпиады среди учащихся V-IX классов по учебным предметам УМО и подготовка ко 2-му этапу.

Л.А.Манкевич  председатель УМО

3.3.Обсудить рекомендации, способствующих реализации междисциплинарных связей при изучении истории, обществоведения, искусства посредством различных заданий.

(Дебаты)

3.4.Подготовка учащихся к участию в международной игре-конкурсе по истории «Кентаврик»

Домашнее задание

  1. Подготовка и проведение открытых уроков в IX и XI классах с целью формирования предметных компетенций учащихся; организация повторения, систематизации и обобщения учебного материала, подготовки учащихся итоговой аттестации; способствования осознанному выбору учащихся профиля на III ступени общего среднего образования.

Учителя УМО, работающие в IX и XI классах.

2. Панорама педагогического опыта. Обобщение, описание, представление и распространение педагогического опыта по теме самообразования учителей – членов УМО.

Учителя УМО.

 

 

Заседание 4 (май)

Тема: «Итоги работы учебно-методического объединения учителей истории, обществоведения, искусства, трудового обучения за 2024/2025 и задачи на 2025/2026 учебный год»

Цель: оценить работу учебно-методического объединения в 2024/2025 учебном году, выявить проблемы и определить пути их решения.

Задачи:

1. Проанализировать работу УМО за 2024/2025 учебный год.

2. Презентовать полученные образовательные продукты.

3. Обсудить план работы учебно-методического объединения на 2025/2026 учебный год.

Форма проведения: методический отчет

План проведения:

1.Учебно – методический блок

1.1. Подведение итогов работы УМО за 2024/2025 учебный год и основные направления работы на 2025/2026 учебный год.

Л.А.Манкевич председатель УМО

1.2. Анализ результатов предметных олимпиад, научно-исследовательской деятельности  по итогам 2024/2025 учебного года.

Л.А.Манкевич  председатель УМО

1.3. Об итогах учебной деятельности учащихся за 2024/2025 учебный год.

Л.А.Манкевич председатель УМО

1.4. Об итогах диагностики затруднений учителей.

Л.А.Манкевич председатель УМО

1.5. О выполнении теоретической и практической частей учебных программ по учебным предметам «История Беларуси в контексте всемирной истории»,  «Всемирная история»,  «История Беларуси», «Обществоведение», “Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «Трудовое обучение».

Л.А.Манкевич  председатель УМО

2. Практический блок

2.1. Отчеты по темам самообразования.

педагоги члены УМО

2.2. Выработка рекомендаций по планированию работы УМО на 2025/2026 учебный год.

Л.А.Манкевич председатель УМО

2.3. О результатах учебной деятельности по учебным предметам «История Беларуси в контексте всемирной истории»,  «Всемирная история»,  «История Беларуси», «Обществоведение», “Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «Трудовое обучение» в 2024/2025 учебном году

Л.А.Манкевич председатель УМО

Информационные источники к заседаниям УМО

  1. Богачева, И.В. Общение и представление опыта педагогической

деятельности / И. В. Богачева, И.В. Федоров, О.В. Сурикова. Общение и представление опыта педагогической деятельности. Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» Минск, 2012.

2.     Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны : учебное пособие для учащихся 5–9-х классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания / составители: Толкачёв В. В. [и др.]. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2023.

3.Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны : учебное пособие для учащихся 10–11-х классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания / составители: Толкачёв В. В. [и др.]. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2023.

4.Нормативным правовым акты, определяющие основные направления современного развития белорусского общества и государства:

  1. Указ Президента Республики Беларусь от 28.06.2023 № 196 «О Концепции правовой политики Республики Беларусь».
  2. Закон Республики Беларусь от 14.02.2023 № 250-З «Об основах гражданского общества».
  3. Решение Всебелорусского народного собрания
    от 25.04.2024 № 5 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь».

5.Корзюк, А.А. Формирование ценностных ориентаций учащихся при изучении вопросов культуры (на примере всемирной истории Новейшего времени IX класс) / А.А. Корзюк // Беларускі гістарычны часопіс / – 2020. – № 11. – С. 39-48.

6.Панов, С. В. Концептуальное целеполагание в школьном историческом образовании Республики Беларусь: трансформация педагогических подходов к обучению // С. В. Панов. – Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. научн. ст. Вып. 20. В 3 ч. Ч. 1 / Ред. коллегия : В. А. Гайсёнок [и др.]. –  Минск: РИВШ, 2020. – С. 106–112. Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitst

    7.Краснова, М. А. Методологические основания разработки и дидактические функции компетентностно ориентированных заданий / М.А. Краснова // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2018. – № 12. – С. 22– 30.

8.Пособия для факультативных занятий «Основы финансовой грамотности» (V–VII классы)Пособие для учителя

9.Пособие для учащихся

10.Пособия для факультативных занятий «Основы финансовой грамотности» (VIII–IX классы)Пособие для учителя

12.Темушев, С.Н. Психология и история: возможные направления формирования у обучающихся метапредметных и личностных компетенций (психологический аспект) / С.Н. Темушев // Веснік адукацыі. – 2020. – № 10. – С. 14 – 19. Режим доступа: https://www.adu.by/images/2021/01/vesnik_10_2020.pdf

13.Перечень учебных настенных карт и атласов по учебному предмету «История Беларуси», изданных РУП «Белкартография»

Дополнительные информационные источники.

Сайт Государственного учреждения образования «Академия

последипломного образования» www.academy.edu.by

Сайт Государственного учреждения образования «Минский городской

институт развития образования » www.mgiro.edu.by

https://eior.by – единый информационно-образовательный ресурс;

https://boxapps.adu.by – комплекты интерактивных дидактических материалов;

http://www.belarus.by/ru/travel/heritageофициальный сайт Республики Беларусь;

http://www.belstat.gov.by/ – статистический ежегодник Республики Беларусь и др.

Национальный образовательный портал: https://adu.by;

https://eior.by – единый информационно-образовательный ресурс;

https://boxapps.adu.by – комплекты интерактивных дидактических материалов;

http://profil.adu.by. электронные приложения учебного предмета «Обществоведение» в X и XI классах на повышенном уровне

https://pravo.by – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь;

http://fingramota.by – Единый портал финансовой грамотности.

http://museum.by – информационный портал «Музеи Беларуси»;

https://muzei-mira.com информационный портал «Музеи мира».

журнал «Беларускі гістарычны часопіс» (государственное предприятие «Издательство „Адукацыя і выхаванне“».

журнал «Мастацтва і школа» (государственное предприятие «Издательство «Адукацыя і выхаванне». 

Просмотров: 846