Методическое объединение учителей истории, обществоведения, искусства, трудового обучения

Кадровой состав учебно-методического объединения

учителей истории, обществоведения, искусства, трудового обучения

2025/2026 учебный год   

Ф.И.О.

Предмет

Образование

Общий, педагогический стаж, в должности

Категория, год присвоения

Обязанности

Манкевич Лилия Алексеевна

История, Обществоведение,  Искусство

Высшее, МГУ   им А.Кулешова, 1997, учитель истории и социально-политических дисциплин

28

Высшая, 2012, подтверждение 2017г.

Председатель УМО учителей истории, обществоведения, искусства, трудового обучения.

Руководитель творческой группы, тренер областного ресурсного центра по подготовке к республиканской олимпиаде по учебному предмету «Обществоведение». 

Член республиканской творческой группы учителей истории и обществоведения

Самарцева Татьяна Николаевна

История, Искусство

Высшее, МГПИ им А.Кулешова 1993, учитель истории и социально-политических дисциплин

34

Высшая, 2008, подтверждение 2013г.

 Член республиканской творческой группы учителей истории по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся и членом школьного инновационного проекта «Внедрение модели формирования методологической культуры учащихся в образовательном процессе» Руководитель творческой группы  ГРЦ «История Беларуси».

Руководитель школьной музейной комнаты

Жариков Денис Сергеевич

История, Искусство

Высшее, МГУ им А.Кулешова, учитель истории

18

первая

 

Кудаленко Вадим Олегович

Трудовое обучение

Высшее, МГУ им А.Кулешова,2010 учитель биологии, географии

3

вторая

 

Дедкова Елена АВнтоновна      Антоновна

Трудовое обучение

Высшее, МГУ им А.Кулешова,1996 учитель русского языка и литературы

27

первая

 

 Инструктивно-методические письма

 

 ПЛАН РАБОТЫ

учебно-методического объединения учителей истории, обществоведения, искусства, трудового обучения

государственного учреждения образования «Средняя школа № 8 г. Могилева»

на 2025/2026 учебный год

Тема учебно-методической работы: «Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в формировании и развитии личности обучающихся в интересах государства и общества посредством создания эффективного образовательного пространства».

Цель учебно-методической работы: совершенствование профессиональной компетентности учителя по вопросам создания эффективного образовательного пространства с учетом имеющегося эффективного педагогического опыта.

Задачи:

  • повышать правовую грамотность педагогов через изучение обновленного нормативного правового обеспечения общего среднего образования в 2025/2026 учебном году;
  • оптимизировать работу педагогов по использованию современных подходов, методов, технологий, средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на воспитание и развитие личности;
  • продолжить работу педагогов по формированию функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета в контексте подготовки к НИКО-2026;
  • применять эффективные образовательные стратегии и дифференцированное обучение в работе с одаренными и высокомотивированными учащимися, способствовать повышению результативности участия в интеллектуальных конкурсах, научно-исследовательской деятельности и предметных олимпиадах;
  • совершенствовать уровень профессиональной компетенции педагогов через личностное развитие, повышение квалификации, овладение современными образовательными технологиями, участие в профессиональных конкурсах;
  • способствовать адаптации молодых специалистов к профессии, оказывать помощь в овладении основами профессионального мастерства, формировать у них потребность в непрерывном образовании;
  • создавать условия для изучения, обобщения и распространения положительного педагогического опыта творчески работающих учителей.

Заседание № 1 (октябрь)

Тема:«Формирование функциональной грамотности учащихся средствами учебных предметов «История», «Обществоведение», «Искусства»,»Трудовое обучение»

Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства учителей по вопросу формирования читательской грамотности учащихся в контексте подготовки к НИКО-2026.

Форма проведения: фестиваль педагогических идей.

Вопросы для обсуждения:

Научно-методический блок

Читательская грамотность учащихся как одна из составляющих формирования функциональной грамотности учащихся.

Учебно-методический блок

  1. Современный урок, как возможность проявить межпредметные связи для развития функциональной грамотности учащихся.
  2. Читательские умения - основа формирования читательской грамотности учащихся  в процессе изучения учебных предметов история, обществоведение, искусства, трудовое обучение

Практический блок

  1. Мастер-класс «Практико-ориентированные задания как инструмент формирования читательской грамотности»
  2. Результаты учебной деятельности учащихся за I четверть 2025/2026 учебного года.
  3. Анализ итогов, заданий первого этапа республиканской олимпиады по истории, обществоведению; анализ школьного этапа конкурса работ исследовательского характера учащихся.

Литература

  1. Ковалёва, Г. С. Новый взгляд на грамотность : По результатам международного исследования PISA-2000 [Электронный ресурс] / Г. С.Ковалёва, Э. А. Красновский. – М. : Логос, 2004. – Режим доступа: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200501401. – Дата доступа: 22.05.2025.
  2. Крылова, О.В. Формирование читательской грамотности учащихся / О.В. Крылова // Школьные технологии – 2016. – №3 – С. 70–78
  3. Рябинина, Л.А. Мониторинг читательской грамотности: региональный опыт / Л.А. Рябинина, Т.Ю. Чабан // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. Т. 1, – № 4 (61). – С. 236–247.
  4. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности / Ю.Н. Гостева [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. Т. 1, – № 4 (61). – С. 34–57.
  5. Функциональная грамотность: вызовы и решения // Материалы краевой научно-практической конференции. – 2023. – 150 с.
  6. Цукерман, Г.А. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15 летних школьников / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова // Вопросы образования. – 2011. – № 2. –                      С. 123–150.
  7. http://www.belstat.gov.by – официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. https://pravo.by – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь;                                                                                                     9.http://fingramota.by – Единый портал финансовой грамотности.

Заседание № 2 (декабрь)

 

Тема: «Интеграция технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс с целью повышения эффективности подготовки педагогов» 

Цель: Повысить качество и эффективность подготовки педагогов через использование технологии искусственного интеллекта в образовательном процессе.

Задачи:                                                                                                                                           1. Исследование современных возможностей и инструментов искусственного интеллекта, применимых к подготовке педагога к учебным занятиям.                                                                2. Создание банка методических материалов по освоению конкретных инструментов искусственного интеллекта для автоматизации и повышения эффективности педагогической деятельности.

3. Оценивание результативности применения ИИ в профессиональной деятельности для повышения качества обучения и личной компетентности.

Форма проведения: семинар-обмен опытом                                                                       План проведения:

  1. Научно – методический блок

1.1 Современные инструменты искусственного интеллекта наиболее эффективно способствующие подготовке педагогов к проведению учебных занятий

2. Учебно – методический блок

2.1 Использование технологий ИИ для снижения нагрузки педагога при выполнении им основных задач при подготовке к занятию (дизайн урока, подбор материалов, оценка потребностей и т.д.)

2.2 Навыки и компетенции («prompt engineering» — умение формулировать запросы) необходимые педагогу для эффективной работы с технологией ИИ

3. Практический блок

3.1 Оценка степени уровня вовлеченности и мотивации учащихся во время учебных занятий, созданных с помощью ИИ

3.2 Оценка влияния использования ИИ на уровень профессионального выгорания и удовлетворенность педагога.

3.3 Проектирование учебного занятия с использованием технологии ИИ направленных на формирование ключевых компетенций учащихся.

педагоги члены УМО

3.4 Сравнительный анализ уровня учебных достижений по учебным предметам за предыдущий учебный год и 1-ю, 2-ю четверти 2024/2025 учебного года (в разрезе каждого учителя).                                                 Л.А.Манкевич, председатель УМО

3.5 Анализ результатов проведения II этапа республиканской олимпиады по учебным предметам и обсуждение подготовки к III этапу.

Л.А.Манкевич, председатель УМО

3.6 Анализ подготовки учащихся к централизованному экзамену.                                        

учителя Т.Н.Самарцева, Л.А.Манкевич

Домашнее задание

1. Подготовка  материала на стенды для учащихся и родителей ЦЭ,ЦТ «История Беларуси в контексте всемирной истории», «Обществоведение»  (XI класс) по завершении обучения и воспитания III ступени общего среднего образования;

учителя Т.Н.Самарцева, Л.А.Манкевич

Литература

1. Славинская, О. В. К вопросу о прогнозировании направлений развития машинного обучения в области образования / Славинская О. В., Лагутина А. А. // Информационные радиосистемы и радиотехнологии 2022 : материалы научнотехнической конференции, Минск, 29–30 ноября 2022 г. / Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники ; редкол.: В. А. Богуш [и др.]. – Минск : БГУИР, 2022. – С. 178–181.

2. Искусственный интеллект в образовании: перспективы применения // КиберЛенинка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii.

3. Сообщество IT-специалистов // Хабр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/ru/companies/mws/articles/343724/.

4. Искусственный интеллект в образовании: плюсы и минусы, варианты применения // Образовательная платформа Edutoria [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://edutoria.ru/blog/post/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-kakispolzovat-varianty-primeneniya.

5. Славинская, О. В. К вопросу о прогнозировании направлений развития искусственного интеллекта в области методического обеспечения образовательного процесса / О. В. Славинская, К. А. Радкевич, Н. С. Рябинин // Информационные радиосистемы и радиотехнологии 2024 : материалы Республиканской научнотехнической конференции, Минск, 21-22 ноября 2024 г. / Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники ; редкол.: В. А. Богуш [и др.]. – Минск : БГУИР, 2024. – С. 165-167.

 Интернет-ресурсы:

http://adu.by.Технологии искусственного интеллекта в образовательном процессе.

https://boxapps.adu.by – конструктор заданий; комплексы интерактивных дидактических материалов по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси», «История Беларуси в контексте всемирной истории»;

https://www.belarus.by – официальный сайт Республики Беларусь;

http://www.belstat.gov.by  – официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь.

 

Заседание 3 (март)

Тема: «Реализация воспитательного потенциала уроков социально-гуманитарного цикла в образовательном процессе»

Цель: Обеспечить эффективную реализацию воспитательного потенциала уроков социально-гуманитарного цикла для формирования у учащихся ценностных ориентиров, экологической ответственности и развития научного мировоззрения в рамках образовательного процесса.

Задачи:

1. Внедрять в уроки элементы проектной деятельности и дискуссий, способствующие развитию критического мышления, коммуникативных навыков и моральных ценностей. 

2. Использовать межпредметные связи и практические задания для формирования экологической ответственности и уважения к природе среди учащихся. 

3. Создавать условия для самостоятельного поиска информации, анализа научных данных и коллективной работы, направленных на развитие социальной и культурной ответственности.

Форма проведения: семинар

План проведения:

  1. Научно – методический блок

1.1 Формирование ценностных ориентиров у учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла.

1.2 Актуальные вопросы преподавания учебных предметов социально-гуманитарного направления в учреждениях общего среднего образования.

2. Учебно – методический блок

2.1. Эффективный опыт педагогов по реализации в образовательном процессе воспитательного потенциала экскурсий с целью формирования у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения и любви к Родине, природе своего края.

2.2. Дидактические материалы и методы для развития у учащихся ответственности, нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности.

2.3.Интерактивные дидактические материалы по изучению памятных мест Великой Отечественной войны. Информация о результатах расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

3. Практический блок:

3.1 Практикум  с использованием материалов республиканских и региональных СМИ акцентировать внимание учащихся на тематике, связанной с мирным созидательным трудом граждан республики и достижениями нашей страны в различных сферах жизнедеятельности (наука, образование, культура, здравоохранение, экономика, спорт и др

3.2. Подготовка к проведению предметной недели по предметам  социально-гуманитарного  цикла.

Домашнее задание

  1. Панорама педагогического опыта. Обобщение, описание, представление и педагогического опыта по теме самообразования учителей – членов УМО.

Учителя УМО.

Литература

Директива Президента Республики Беларусь от 09.04.2025 № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства»

 «О динамике ценностей современного общества» (https://bisr.gov.by/mneniya/o-dinamike-cennostey-sovremennogo-obschestva).

«О недопущении реабилитации нацизма» (2021 год) (https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12100103&p1=1),

«О геноциде белорусского народа» (2022 год) (https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200146);

«Ценностный портрет современного белорусского общества» (https://bisr.gov.by/my-v-smi/issledovanie-ponyatie-dabrabyt-obedinilo-v-sebe-glavnye-cennosti-belorusov), «О динамике ценностей современного общества»

«Профилактика преступлений и правонарушений среди обучающихся», https://vospitanie.adu.by/profilaktika-prestuplenij-i-pravonarushenij-sredi-obuchauschihsya.html

Интерактивные дидактические материалы по изучению памятных мест Великой Отечественной войны размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Электронные образовательные ресурсы / BoxApps.

Заседание 4 (май)                                                                                                                  Тема: «Итоги работы учебно-методического объединения учителей истории, обществоведения, искусства, трудовое обучение за 2025/2026 и определение задач на 2026/2027 учебный год»

Цель: оценить работу учебно-методического объединения в 2025/2026 учебном году, выявить проблемы и определить пути их решения.

Задачи:                                                                                                                                         1. Проанализировать работу УМО за 2025/2026 учебный год.                                                 2. Презентовать полученные образовательные продукты.                                                     3. Обсудить план работы учебно-методического объединения на 2026/2027 учебный год.

Форма проведения: методический отчет

План проведения:

1.Учебно – методический блок

1.1. Подведение итогов работы УМО за 2025/2026 учебный год и основные направления работы на 2025/2026 учебный год.

Л.А.Манкевич, председатель УМО

1.2. Анализ результатов творческой активности членов УМО по итогам 2025/2026 учебного года.                                                    Л.А.Манкевич, председатель УМО

1.3. Об итогах учебной деятельности учащихся за 2025/2026 учебный год.

Л.А.Манкевич, председатель УМО

1.4. Анализ результатов РКР по История Беларуси в контексте всемирной истории в 11 классе

                              Л.А.Манкевич, председатель УМО

1. 5. Анализ результатов проведения III -? этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.

2. Практический блок

2.1. Отчеты по темам самообразования.                            педагоги члены УМО

2.2. Выработка рекомендаций по планированию работы УМО на 2026/2027 учебный год.

                              Л.А.Манкевич, председатель УМО

2.3. О результатах учебной деятельности по учебным предметам «История», «Обществоведение», «Искусство», «Трудовое обучение» за II полугодие и 2025/2026учебный год

                                                                          Л.А.Манкевич, председатель УМО

Литература

  1. Богачева, И.В. Общение и представление опыта педагогической деятельности / И. В. Богачева, И.В. Федоров, О.В. Сурикова. Общение и представление опыта педагогической деятельности. Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» Минск, 2012.

2.проект «История Беларуси во времени и пространстве»: https://boxapps.adu.by/public/game/1225;

3. https://vospitanie.adu.by/ Организация воспитания / Методические рекомендации  интернет-проект «Партизаны Беларуси», «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны», «Официальные геральдические символы Республики Беларусь».

Заседание № 5 (август)

Тема: «Особенности организации образовательного процесса по учебным предметам социально-гуманитарного цикла в 2026/2027 учебном году».

Цель: обеспечение информационной и методической подготовки учителей

Форма проведения: инструктивно-методическое совещание.

Вопросы для обсуждения:

Учебно-методический блок

  1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по английскому языку в 2025/2026 учебном году: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на I, II и III ступенях общего среднего образования.
  2. Требования к организации учебного процесса.
  3. Анализ результатов республиканской контрольной работы по учебному предмету «История Беларуси» в XI классе, выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, централизованного экзамена по учебным предметам «История Беларуси», «Всемирная история» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.
  4. Анализ деятельности учебно-методического объединения за 2025/2026 учебный год.

5.Планирование работы учебно-методического объединения учителей истории, обществоведения, искусства, трудового обучения в 2026/2027 учебном году.

Литература:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании (ред. от 15.08.2025).
  2. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 322 (в ред. от 15.04.2025).
  3. Государственный школьный стандарт, одобренный Постановлением коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 10.05.2022 № 4.11.
  4. Правила педагогических работников, утвержденные Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 10.06.2022 № 401.
  5. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 (в редакции постановлений Министерства здравоохранения от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78, от 17.05.2017 № 35, от 03.05.2018 No 39).
  6. Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванню культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановахадукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі aд 25.08.2025.
  7. Методические указания по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам.
  8. Концепция учебного предмета «Иностранный язык».
  9. Учебные программы по учебному предмету «Иностранный язык» от 29.07.2025
  10. Учебные программы факультативных занятий по учебному предмету «Иностранный язык» (английский язык), реализующих образовательные программы общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2020 № 167
  11. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2025/2026 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования».
  12. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2022 г. № 227 «Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися» (в редакции 01.08.2025 № 136).
  13. Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования (Постановление Министерства образования РБ от 09.04.2024 №41).
  14. Образовательные стандарты общего образования (постановление Министерства образования от 26.12.2018 № 125).
  15. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования» (ред. от 21.02.2025 № 43).
  16. Постановление Республики Беларусь от 27 декабря 2017 г. № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций».
  17. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101«Аб зацвярджэнні інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнікаў з ліку прафесарска-выкладчыцкага складу)» (в ред. постановлений Минобразования от 26.03.2014 № 20, от 26.11.2014 №163, от 20.11.2015 № 131, от 11.05.2017 № 46, от 07.07.2022).
  18. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 25.04.2025 № 75 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі».
  19. Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования (в редакции постановления Совмина от 12.07.2024 №502).
  20. Организация образовательного процесса при изучении учебных предметов «История Беларуси», «Всемирная история», «История Беларуси в контексте всемирной истории» Приложение 8,«Обществоведение» Приложение 9, «Искусство(Отечественная и мировая художественная культура) Приложение 18, Трудовое обучение Приложение 17.

Дополнительные информационные источники.

Сайт Государственного учреждения образования «Академия

последипломного образования» www.academy.edu.by

Сайт Государственного учреждения образования «Минский городской

институт развития образования » www.mgiro.edu.by

https://eior.by – единый информационно-образовательный ресурс;

https://boxapps.adu.by – комплекты интерактивных дидактических материалов;

http://www.belarus.by/ru/travel/heritageофициальный сайт Республики Беларусь;

http://www.belstat.gov.by/ – статистический ежегодник Республики Беларусь и др.

Национальный образовательный портал: https://adu.by;

https://eior.by – единый информационно-образовательный ресурс;

https://boxapps.adu.by – комплекты интерактивных дидактических материалов;

http://profil.adu.by. электронные приложения учебного предмета «Обществоведение» в X и XI классах на повышенном уровне

https://pravo.by – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь;

http://fingramota.by – Единый портал финансовой грамотности.

http://museum.by – информационный портал «Музеи Беларуси»;

https://muzei-mira.com информационный портал «Музеи мира».

журнал «Беларускі гістарычны часопіс» (государственное предприятие «Издательство „Адукацыя і выхаванне“».

журнал «Мастацтва і школа» (государственное предприятие «Издательство «Адукацыя і выхаванне». 

Просмотров: 2373