Экспериментальный проект «Апробация модели научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования» (2022-2024)
Компонент |
Содержание структурного компонента проекта |
||||||||||||||||||||
1. Полное название экспериментального проекта |
Апробация модели научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования |
||||||||||||||||||||
2. Данные о руководителе (руководителях) проекта |
Жук Александр Иванович Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка Ректор, доктор педагогических наук, профессор (+375 17) 311-22-00 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Позняк Александра Валентиновна Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка Начальник центра развития педагогического образования Доктор педагогических наук, доцент (+375 17) 311-23-91 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Егорова Юлия Николаевна Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка Начальник инновационно-методического отдела центра развития педагогического образования (+375 17) 311-23-92 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
||||||||||||||||||||
3. Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности |
Экспериментальный проект предполагает общереспубликанский масштаб апробации, поэтому он будет охватывать широкий географический диапазон, представленный всеми областями Республики Беларусь. Осуществление программы экспериментальной деятельности будет проходить в учреждениях образования разного типа (средняя школа, гимназия) и в населенных пунктах различного административного подчинения (городской поселок, город (районный центр), город (областной центр). Программа экспериментальной деятельности будет апробироваться в учреждениях образования, которые являются школами-лабораториями учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования, инновационными площадками проекта «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования» (2019-2022), активными участниками республиканских и городских мероприятий по вопросам педагогической профилизации:
|
||||||||||||||||||||
4. Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну |
Основная идея экспериментального проекта заключается в том, что одним из ключевых факторов эффективной педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования выступает специально организованный процесс научно-методического сопровождения деятельности педагогов, осуществляющих профильную и допрофильную педагогическую подготовку учащихся. Новизна проекта заключается в том, что впервые в Республике Беларусь будет апробирована разработанная на единой концептуальной основе модель научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования. |
||||||||||||||||||||
5. Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта |
Анализ осуществления педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования за 6 лет позволяет констатировать, что система поиска, отбора, привлечения в педагогическую профессию хорошо подготовленных, мотивированных абитуриентов, имеющих осознанный и устойчивый интерес к педагогической деятельности, является эффективной и позволяет достичь запланированных результатов. В течение последних лет численность педагогических классов в стране стабильная: каждый год формируются около 500 педагогических классов и групп, в которых обучаются более 5000 учащихся. Ежегодно на педагогические специальности поступает более 35% от общего числа выпускников педагогических классов (т.е. каждый третий выпускник педкласса). Это хорошо успевающие студенты (средний балл их аттестата составляет 8,5 баллов), они социально активны, занимаются волонтерской работой, включаются в реализацию образовательных и социальных проектов, выступают с различными инициативами. Кроме этого в Беларуси разработана и апробирована модель допрофильной педагогической подготовки учащихся на 2-й ступени общего среднего образования, целью которой является создание в школе развивающей образовательной среды, способствующей формированию у учащихся 5-9-х классов готовности к осознанному выбору педагогического профиля в старших классах. Данная модель доказала свою эффективность, она внедрена на 16 инновационных площадках. Таких высоких результатов удалось достичь за счёт системной работы по научному, учебно-методическому, организационному и информационному обеспечению процесса педагогической профилизации. К настоящему моменту разработаны учебная программа, методическое обеспечение, учебно-методический комплекс и мультимедийные учебные тренажеры для организации и проведения факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию», на интернет-портале БГПУ создан сайт «Педагогические классы». Учащиеся педагогических классов приглашаются к участию в различных конкурсах, акциях, проектах, образовательных и научных мероприятиях. Проводится работа по организационно-методической поддержке педагогов, работающих в педагогических классах (круглые столы, семинары, вебинары, образовательные программы повышения квалификации и др.). Однако, как показывают результаты республиканского мониторинга, который ежегодно проводит центр развития педагогического образования БГПУ, педагоги испытывают определенные затруднения в деятельности по педагогической профилизации образовательного процесса. Так, по результатам анкетирования педагогов, ведущих факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию» (май 2021 г.), большинство затруднений связано с организацией работы с портфолио «Я ‑ педагог» (37,5%). На втором месте – повышение мотивации к освоению содержания факультативных занятий (28,4%), на третьем – оценивание учебных достижений учащихся (21,1%), на четвёртом ‑ проведение педагогических проб учащихся (19%). Также респонденты отметили, что при проведении факультативных занятий присутствуют сложности, связанные с активизацией познавательной деятельности учащихся (9,5%), применением ИКТ в образовательном процессе (7,3%), применением методов активного обучения (6,5%). Таким образом, сегодня мы можем зафиксировать противоречие между потребностью педагогических коллективов и педагогов учреждений общего среднего образования в эффективной реализации профильной и допрофильной педагогической подготовки учащихся и недостаточным уровнем компетентности педагогов в области педагогической профилизации, наличием личностно-профессиональных затруднений, образовательных дефицитов, требующих содействия и помощи в их преодолении. С целью преодоления данного противоречия была разработана модель научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования, которая требует апробации. |
||||||||||||||||||||
6. Формулировка гипотезы, цели и задач |
Выдвигается гипотеза о том, что научно-методическое сопровождение деятельности педагогов, осуществляющих профильную и допрофильную педагогическую подготовку учащихся, будет содействовать развитию компетентности педагогов в области педагогической профилизации образовательного процесса, если: - определить в качестве предмета научно-методического сопровождения «деятельность педагогов по педагогической профилизации», которая раскрывается через совокупность обобщенных трудовых функций, трудовых функций и соответствующих им трудовых действий; - разработать содержание научно-методического сопровождения на основе результатов диагностики с учетом требований к трудовым функциям и трудовым действиям педагогов по педагогической профилизации образовательного процесса; - организовать научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по педагогической профилизации образовательного процесса на трёх уровнях (личностном, институциональном и кластерном); Цель – экспериментально проверить эффективность модели научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования. Задачи: 1. Выявить и проанализировать имеющиеся затруднения в деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования. 2. Разработать программы сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования. 3. Реализовать научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования. 3. Оценить эффективность реализации научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования. |
||||||||||||||||||||
7. Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан экспериментальный проект |
Методологические основы исследования: философские положения о человеке как субъекте деятельности (Д.Бэкхерст, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, М.С. Кветной, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.В. Шаронов, К.Х. Момджян и др.); личностно ориентированный подход (А.Г. Асмолов, В.П. Бедерханова, В.П. Зинченко, И.С. Якиманская и др.); акмеологический подход (В.И. Андреев, О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Попов, Л.Г. Самушина и др.); системный подход к организации педагогической деятельности (Т.П. Афанасьева, В.П. Беспалько, Н.В. Бордовская, В.И. Зверева, М.С. Каган, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Михайлова, Н.В. Немова, А.А. Остапенко, А.А. Реан, Т.А. Сергеева, В.П. Симонов, Т.И. Шамова, В.А. Якунин и др.). Теоретические основы исследования: ‑ основы психологической теории развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) и исследования профессионального становления личности (И.Ф. Исаев, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.Н. Никитина, В.С. Мерлин, В.А. Сластенин, Е.А. Соколков, Е.Н. Шиянов и др.); - теоретико-методологические и методические положения современной концепции профильного и допрофильного обучения (А.В. Баранников, В.А. Болотов, В.И. Блинов, А.Г. Каспржак, А.А. Кузнецов, А.Г. Капустняк, К.Г. Митрофанов, Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.В. Позняк, Н.С. Пряжников, Е.Л. Рачевский, М.В. Рыжаков, С.В. Суматохин, В.М. Филиппов, И.Д. Фрумин, И.Д. Чечель и др.); ‑ теоретические положения о педагогическом сопровождении в образовании (Е.А. Александрова, Т.С. Белякова, М.И. Губанова, Е.А. Игумнова, Е.И. Казакова, И.А. Колесникова, И.А. Липский, Б.И. Сарсенбаева, М.В. Шакурова, В.А. Шишкина и др.) и исследования проблемы научно-методического сопровождения (М. Н. Певзнер, В. И. Снегурова, Е. И. Винтер, Л. Н. Белотелова и др.). Основой создания экспериментального проекта также стали: ‑ результаты диссертационного исследования А.В.Позняк «Педагогическая профилизация образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования» (Минск, БГПУ, 2020); ‑ результаты экспериментального проекта «Апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования» (2016-2019 гг.) и инновационного проекта «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования» (2019-2022 гг.); ‑ результаты научно-исследовательской работы, проводимой центром развития педагогического образования БГПУ в 2015-2022 гг. (модель научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации, результаты ежегодного республиканского анкетирования педагогов и администрации УОСО, в которых открыты педагогические классы, результаты организационного и консалтингового сопровождения деятельности школ-лабораторий УНИК НПО и др.). |
||||||||||||||||||||
8. Описание структуры и содержания внедряемой апробируемой экспериментальной модели (технологии, методики, системы и др.) |
Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по педагогической профилизации в УОСО ‑ специально организованный процесс СО-действия педагогам в решении задач педагогической профилизации образовательного процесса в ситуациях необходимости преодоления их личностно-профессиональных затруднений и восполнения образовательных дефицитов. Модель научно-методического сопровождения (НМС) деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования (УОСО) включает следующие блоки: ‑ концептуально-целевой (цель, задачи, функции, подходы и принципы НМС); - содержательный (предмет, направления, программы НМС); - организационно-процессуальный (уровни, субъекты, этапы, формы, методы, средства НМС); - результативно-оценочный (ожидаемый результат, критерии эффективности, средства оценки эффективности НМС). Разработанная модель может быть представлена графически (Приложение А).
КОНЦЕПТУАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ БЛОК отвечает на вопрос «ЗАЧЕМ сопровождать?» и определяется социальным заказом на удовлетворение потребности системы образования в профессионально компетентном специалисте, способном осуществлять профильную и допрофильную педагогическую подготовку обучающихся с учётом требований к деятельности по педагогической профилизации образовательного процесса. Цель НМС: развитие компетентности педагогов в области педагогической профилизации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования. Задачи НМС: 1. Формирование у педагогов устойчивых мотивов к деятельности по педагогической профилизации и стимулирование их активности в процессе допрофильной и профильной педагогической подготовки учащихся. 2. Оказание помощи педагогам в выявлении образовательных дефицитов и профессиональных затруднений в деятельности по педагогической профилизации. 3. Развитие способности педагогов к проектированию индивидуальных траекторий преодоления возникающих личностно-профессиональных затруднений в деятельности по педагогической профилизации. 4. Создание условий продуктивного взаимодействия субъектов образовательного пространства для повышения эффективности педагогической профилизации. Функции НМС: − диагностическая ‑ направлена на выявление личностно-профессиональных затруднений, образовательных дефицитов, проблемных точек в деятельности педагога по педагогической профилизации; − проектная ‑ связана с обучением педагога проектированию индивидуальной программы НМС в соответствии с выявленными затруднениями в деятельности по педагогической профилизации; – компенсаторная (дидактическая) – связана с преодолением пробелов и совершенствованием компетенций педагога, необходимых для его результативной деятельности по педагогической профилизации; ‑ коррекционная ‑ направлена на внесение корректив и изменение реализуемой педагогом модели деятельности по педагогической профилизации, а также на исправление допущенных профессиональных ошибок; ‑ профилактическая – направлена на предотвращение возможных проблем и затруднений в деятельности по педагогической профилизации; ‑ психотерапевтическая ‑ подразумевает содействие педагогу в преодолении различного рода психологических барьеров и затруднений, препятствующих эффективной деятельности по педагогической профилизации; ‑ развивающая (опережающая) – связана с подготовкой профессионально компетентного специалиста, способного осуществлять педагогическую профилизацию, с учетом прогнозов развития системы образования. Перечисленные функции тесно связаны между собой и в своей совокупности обеспечивают эффективность НМС деятельности педагогического коллектива и каждого педагога. Методологические подходы к НМС: 1. Личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев) ‑ рассматривает личность как субъект деятельности. Личностный компонент данного подхода соотносится с личностно ориентированным (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, М.Н. Берулава, В. В. Сериков и др.) подходом, который предполагает ориентацию на личность сопровождаемого, максимальный учет его индивидуально-психологических и личностных особенностей, интересов и потребностей. Деятельностный компонент определяется деятельностным подходом (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, И.П.Иванов, А.В.Мудрик и др.), направленным на придание субъекту позиции Деятеля, который совершенствуется в собственной деятельности; выявление потенциальных возможностей различных видов деятельности в развитии личности. С этих позиций НМС должно ориентироваться на потребности, цели и ценности сопровождаемого, на решение личностно-профессиональных затруднений конкретного педагога, а не на заданные извне задачи; а оптимальными средствами решения задач НМС становятся общение, взаимодействие, сотрудничество. 2. Компетентностный подход (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Л. Жук и др.) – направлен на овладение личностными, профессиональными компетенциями, проявляющихся в способности и готовности продуктивно использовать приобретенные знания и умения в своей жизнедеятельности, в стремлении к постоянному совершенствованию этих компетенций, приобретению новых на основе рефлексии и др. Применительно к данному проекту компетентностный подход ориентирует на проектирование процесса НМС «от ожидаемого результата», в качестве которого выступают не разрозненные знания и умения сопровождаемого, а компетентность педагога (в единстве мотивационно-ценностного, информационо-содержательного и деятельностно-поведенческого компонентов), позволяющая эффективно выполнять профессиональные задачи по педагогической профилизации образовательного процесса. 3. Андрагогический подход (С.Г. Вершловский, В.В. Горшкова, С.И. Змеёв, М.В. Кларин, И.А. Колесникова, А.И. Кукуев, А.П. Ситник, С.А. Филин и др.) – подразумевает создание оптимальных педагогических условий для реализации образовательного процесса применительно к взрослым обучающимся с учетом их особенностей, которые обусловлены уже имеющимся образованием участников, опытом профессиональной деятельности, жизненным опытом, характерными возрастными изменениями и др. Андрагогический подход концентрирует внимание на тех особенностях в организации и реализации процесса НМС, которые способствуют активизации собственных ресурсов педагогов, развитию их образовательных потребностей, самореализации, актуализации результатов, рефлексии и др. С позиций андрагогического подхода процесс НМС может оцениваться положительно лишь в том случае, если он строится на основе коммуникации, взаимодействия, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки сопровождающих и сопровождаемых. Принципы НМС В качестве методологических инструментов-требований, позволяющих реализовать ключевые идеи заявленных подходов, были определены следующие принципы проектирования и реализации процесса НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации. Личностно-деятельностный подход ‑ принцип гуманистической направленности ‑ отражает гуманистическую установку на реализацию в процессе НМС механизмов максимально полного всестороннего раскрытия потенциала педагога и его самореализации; предполагает учет интересов, установок, профессиональных потребностей и возможностей сопровождаемых, стимулирование их к самообразованию, профессиональному росту, совершенствованию деятельности по педагогической профилизации; - принцип субъектной позиции сопровождаемых ‑ предполагает, что качественное изменение состояния компетентности педагога в области педагогической профилизации возможно только за счет его собственной активности и самостоятельности. Принцип подразумевает постоянную потребность и готовность педагога в рефлексии своей деятельности: осознание смыслов, способов деятельности, оценку результатов и образовательных приращений, обнаружение трудностей и проблем. Компетентностный подход - принцип ориентации на модельное представление о деятельности педагога по педагогической профилизации ‑ предполагает наличие у всех субъектов НМС конкретного представления о перечне компетенций, необходимых для осуществления профильной и допрофильной подготовки обучающихся. Данный перечень компетенций определяется с учетом требований к обобщенным трудовым функциям, трудовым функциям и трудовым действиям педагога по педагогической профилизации; ‑ принцип практикоориентированности выражается в том, что любое профессионально значимое знание осваивается педагогом в практической деятельности, в процессе решения задач-ситуаций и компетентностно-ориентированных заданий. Практическая и прикладная направленность НМС должна реализовывать идею использования имеющегося субъектного опыта сопровождаемых, а также обеспечивать приобретение навыков и опыта деятельности для совершенствования требуемых профессиональных и социально-личностных компетенций, обеспечивающих эффективное решение задач по педагогической профилизации образовательного процесса. Андрагогический подход ‑ принцип вариативности ‑ нацелен на обеспечение индивидуализации НМС деятельности педагогов через проектирование и реализацию индивидуальных программ сопровождения. Предполагается включение в содержание сопровождения как инвариантной составляющей, так и вариативной части, ориентированной на конкретные образовательные потребности педагога, учитывающей опыт и личностные особенности сопровождаемого, предоставляющей возможность выбора форм, методов и средств сопровождения в соответствии с выявленными затруднениями; ‑ принцип полисубъектности ‑ связан с изменением ролей и функций субъектов НМС и предполагает преобразование позиций сопровождаемых и сопровождающих в личностно-равноправные позиции сотрудничающих субъектов. Принцип определяет андрагогическую позицию специалистов, сопровождающих деятельность педагогов по педагогической профилизации, как: куратор, консультант, наблюдатель, наставник, эксперт, модератор, тьютор, фасилитатор, коуч, супервизор, партнёр и т.д. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК отвечает на вопрос «ЧТО сопровождать?» и определяет предмет НМС и непосредственное содержание сопровождения (направления и программы НМС). Предметом НМС является деятельность педагогов по педагогической профилизации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, которая раскрыта через совокупность обобщенных трудовых функций (ОТФ), трудовых функций (ТФ) и соответствующих им трудовых действий (ТД) (Приложение Б). Направления НМС В зависимости от степени возрастания потребности педагога в НМС деятельности по педагогической профилизации выделяются 3 основных направления: информационное, консалтинговое, обучающее. Информационное направление предполагает предоставление педагогам необходимой информации по основным запросам в области педагогической профилизации. Консалтинговое направление предполагает оказание поддержки педагогу в решении конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения и/или актуализацию потенциальных способностей педагога. Обучающее направление связано с предоставлением педагогам возможности решать свои личностно-профессиональные затруднения через освоение способов деятельности в процессе учебной деятельности. Программы НМС Содержание НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации представлено тремя типами программ сопровождения: индивидуальная программа сопровождения (для конкретного педагога), программа сопровождения на уровне учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования (УНИК НПО), программа сопровождения на уровне УОСО (для педагогического коллектива). 1. Индивидуальная программа НМС деятельности педагога по педагогической профилизации составляется сопровождаемым (каждым педагогом, осуществляющим профильную и допрофильную педагогическую подготовку обучающихся) совместно с сопровождающим (наставником / представителем администрации, оказывающим содействие в решении личностно-профессиональных затруднений). Индивидуальная программа НМС создаётся на основе результатов анкетирования педагога (Приложение В) и включает описание выявленных затруднений, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогом необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, необходимых для преодоления актуальных дефицитов профессиональных компетенций педагога по педагогической профилизации, а также полученные результаты (Приложение Г). Индивидуальная программа НМС составляется с учётом мероприятий, включённых в программы НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации на уровне УОСО и на уровне УНИК НПО. Срок реализации индивидуальной программы НМС – 1 год, что связано с необходимостью мониторинга результатов НМС. В конце года педагог пишет рефлексивный отчёт по динамике развития собственной компетентности в области педагогической профилизации, а сопровождающий – аналитическую справку по результатам реализации индивидуальной программы НМС. 2. Программа НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации на уровне УОСО (для педагогического коллектива) составляется сопровождающими – представителями администрации УОСО, в которых осуществляется профильная и допрофильная педагогическая подготовка учащихся, на основе: ‑ анализа практики педагогической профилизации в учреждении общего среднего образования; ‑ типичных затруднений в деятельности педагогов, осуществляющих профильную и допрофильную педагогическую подготовку учащихся; ‑ ресурсных возможностей учреждения общего среднего образования для реализации НМС педагогической профилизации. Программа включает: этапы и направления сопровождения, содержание сопровождения для всех педагогических работников УОСО, участвующих в осуществлении педагогической профилизации (педагогов, ведущих факультативные занятия, учителей-предметников, работающих в педклассах, классных руководителей, педагогов-психологов и др.), формы, методы и средства сопровождения, ожидаемые результаты, сроки сопровождения (Приложение Д). Срок реализации программы – 2 года, что позволяет апробировать модель НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации в УОСО в полном объеме, охватив весь цикл профильной педагогической подготовки обучающихся (в 10-11 классах). 3. Программа НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации на уровне УНИК НПО составляется сопровождающими (специалистами центра развития педагогического образования БГПУ, методистами институтов развития образования, учреждений высшего образования) на основе: ‑ результатов республиканского мониторинга, который ежегодно проводится ЦРПО БГПУ: анкетирование педагогов, работающих в педагогических классах и администрации УОСО, в которых открыты педагогические классы (Приложение Е); ‑ Плана мероприятий по реализации Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь на 2021–2025 годы; ‑ решений Координационного совета по вопросам непрерывного педагогического образования. В программу сопровождения включаются мероприятия, которые могут быть предложены педагогам, осуществляющим педагогическую профилизацию, в рамках НМС на уровне республиканского и регионального кластеров (Приложение Ж). Срок реализации программы – 2 года (с возможностью корректировок, внесения изменений и дополнений в соответствии с решениями Координационного совета по вопросам непрерывного педагогического образования). ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК отвечает на вопрос «КАК сопровождать?», описывает уровни НМС, субъектов НМС, этапы, формы, методы и средства НМС. Уровни НМС Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по педагогической профилизации осуществляется на трёх уровнях: личностном, институциональном и кластерном. 1. Личностный уровень ‑ уровень НМС, на котором решение личностно-профессиональных затруднений педагога происходит в процессе непосредственного межличностного взаимодействия («сопровождаемый – сопровождающий») или в процессе «взаимодействия с собой»: самоорганизации, саморегуляции, самообразования, саморазвития, рефлексии педагогом собственных профессиональных дефицитов по педагогической профилизации и самопомощи в их преодолении. Основным механизмом реализации модели НМС на данном уровне является индивидуальная программа НМС деятельности педагога по педагогической профилизации. 2. Институциональный уровень – уровень НМС, на котором решение личностно-профессиональных затруднений педагога происходит за счёт ресурсов УОСО, в котором осуществляется педагогическая профилизация. Основным механизмом реализации модели НМС на данном уровне является программа НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации на уровне УОСО (для педагогического коллектива). 3. Кластерный уровень ‑ уровень НМС, на котором решение личностно-профессиональных затруднений педагога происходит за счёт интеграции усилий и потенциала субъектов республиканского и региональных кластеров, участвующих в сопровождении процесса педагогической профилизации. Основным механизмом реализации модели НМС на данном уровне является программа НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации на уровне УНИК НПО. Субъектами НМС являются сопровождаемые (КОГО сопровождают?) и сопровождающие (КТО сопровождает?), активно взаимодействующие в процессе достижения цели НМС. Сопровождаемые (адресат НМС) ‑ педагогические работники, осуществляющие педагогическую профилизацию в УОСО: ü учителя, ведущие факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию»; ü учителя, ведущие факультативные занятия по допрофильной педагогической подготовке; ü учителя-предметники, работающие в педагогических классах и классах допрофильной педагогической подготовки; ü классные руководители; ü педагоги-психологи; ü иные педагоги, задействованные в процессе педагогической профилизации. Сопровождающие ‑ лица / организации, осуществляющие научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по педагогической профилизации. Сопровождающие субъекты также могут быть представлены на трёх уровнях. Личностный уровень: ü педагог, оказывающий содействие в реализации индивидуальной программы НМС (педагог-наставник, представитель администрации, педагог-психолог и др.) Институциональный уровень: ü представители администрации; ü руководители методических объединений; ü педагоги-психологи; ü социальные педагоги; ü эксперты, наставники, опытные тьюторы из числа лучших педагогов. Кластерный уровень: ü методисты ИРО; ü преподаватели УВО; ü сотрудники ЦРПО БГПУ; ü представители профессиональных объединений (методических объединений, советов, сообществ, ассоциаций); ü сетевое сообщество. В зависимости от задач НМС и уровней, на которых осуществляется сопровождение, одна и та же категория педагогов может выступать как в роли сопровождаемых, так и в роли сопровождающих. Например, опытный педагог, ведущий факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию», может реализовывать собственную индивидуальную программу НМС и одновременно являться наставником, оказывающим содействие в реализации индивидуальной программы сопровождения для молодого специалиста. Педагог-психолог, работающий в УОСО, может осуществлять сопровождение деятельности педагога по педагогической профилизации и в то же время он может выступать в качестве сопровождаемого в рамках реализации программы НМС на институциональном уровне – уровне УОСО (решать собственные затруднения по психолого-педагогическому сопровождению педагогической профилизации). Этапы НМС отражают логику осуществления процесса научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации: 1. Диагностический (диагностика уровня сформированности компетентности педагогов в области педагогической профилизации; выявление затруднений и анализ дефицитов профессиональных компетенций педагогов по педагогической профилизации; активизация потребности педагогов в совершенствовании педагогической деятельности, формирование положительной мотивации к формированию компетенций в области педагогической профилизации, преодоление стартовой напряженности к взаимодействию в процессе НМС. 2. Проектировочный (составление программ сопровождения: определение направлений НМС, отбор форм, методов и средств НМС, определение конкретных мероприятий с указанием сроков выполнения и форм отчетности). 3. Реализационный (реализация программ сопровождения, стимулирование и мотивация педагогов на постоянное решение поставленных задач; неформальный контроль и отслеживание изменений в деятельности педагогов по педагогической профилизации). 4. Рефлексивный (промежуточная и итоговая диагностика уровня сформированности компетентности педагогов в области педагогической профилизации; анализ и оценка эффективности реализации программ НМС, рефлексия типовых проблем и затруднений, возникших в процессе НМС; внесение корректив в программы сопровождения). Формы, методы и средства НМС. НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации требует отбора адекватных средств реализации данного процесса. На каждом из этапов НМС могут быть использованы различные технологии, методы, организационные формы, выбор которых обусловлен, в первую очередь, основной задачей, решаемой на конкретном этапе: 1. Диагностический этап: анкетирование, тестирование, наблюдение, собеседование. 2. Проектировочный этап: моделирование, проектирование, ресурсное картирование, планирование. Отбор форм, методов и средств при проектировании программ сопровождения производится в соответствии с уровнями НМС: Личностный уровень: собеседование, наставничество, индивидуальное консультирование, модерирование, супервизия, стажировка, работа над индивидуальной методической темой, создание «портфолио» достижений, участие в профессиональных конкурсах, проведение мастер-классов, открытых уроков, участие в профессиональных сообществах, решение кейсов, изучение передового опыта по педагогической профилизации, ознакомление с обзором новинок методической литературы, систематизация и обобщение опыта (публикации) и др. Институциональный уровень: работа в составе творческих / проблемных групп, работа над единой методической темой, обмен педагогическим опытом, посещение открытых уроков, мастер-классов, мастерских, методический марафон уроков в педагогических классах, групповые консультации, семинары, вебинары, тренинги, игровые формы (деловые, организационно-коммуникационные, организационно-мыслительные, организационно-деятельностные игры); диалоговые формы: дискуссия и ее свернутые формы («круглый стол», форум, дебаты, диспут, «панельная дискуссия», «аквариумное» обсуждение проблемы), проблемный семинар; метод проектов, методы активного и интерактивного обучения, методы контекстного обучения, информационно-коммуникационные технологии, создание и апробация новых УМК, педагогических технологий и др. Кластерный уровень: конференции, круглые столы, научно-методические и проблемные семинары, вебинары, курсы повышения квалификации, дистанционные курсы, корпоративное обучение, форсайт-технология, информационно-справочные, просветительские методы, сетевые формы взаимодействия, мероприятия интернет-сообществ педагогов, информирование о достижениях в области педагогической профилизации через СМИ и др. 3. Реализационный этап: реализация отобранных форм, методов и средств сопровождения в рамках реализации программ НМС. 4. Рефлексивный этап: анкетирование, тестирование, экспресс-диагностика, методики получения обратной связи, анализ и самоанализ результатов НМС. РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК предполагает анализ и оценку степени соответствия полученных результатов намеченным целям и задачам, обеспечивает постоянную информацию о динамике критериев и показателей, определяющих эффективность модели НМС педагогов по педагогической профилизации образовательного процесса. Ожидаемый результат НМС: повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях педагогической профилизации образовательного процесса. Критерии и показатели эффективности НМС выделены в соответствии с трёхкомпонентной структурой компетентности педагогов в области педагогической профилизации: Когнитивный критерий: тенденции развития уровня знаний и теоретических умений педагогов в области педагогической профилизации Деятельностный критерий: тенденции развития уровня сформированности умений и навыков педагогов по педагогической профилизации проявление субъектной позиции в деятельности по педагогической профилизации Мотивационный критерий: динамика мотивов деятельности педагогов по педагогической профилизации степень интереса к осуществлению процесса педагогической профилизации Средства оценки эффективности НМС: мониторинг, анкетирование, входной и итоговый контроль, экспресс-контроль, системно-структурный анализ деятельности, рефлексия |
||||||||||||||||||||
9. Программа экспериментальной деятельности
|
Цель экспериментальной деятельности: выявить эффективность экспериментальной модели научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования и обосновать целесообразность ее внедрения в практику общего среднего образования. Задачи экспериментальной деятельности: · апробировать содержание, формы, методы и средства научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации для обеспечения эффективности осуществления профильной и допрофильной подготовки обучающихся; · обеспечить необходимые условия для непрерывного повышения компетентности педагогов в области педагогической профилизации образовательного процесса и их взаимодействия с лицами и организациями на разных уровнях научно-методического сопровождения; · осуществить полномасштабный анализ результатов экспериментальной деятельности, определить стратегии и планы внедрения результатов эксперимента в образовательный процесс. Объект экспериментальной деятельности: деятельность педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования Предмет экспериментальной деятельности: научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования
Этапы экспериментальной деятельности: Методика проведения экспериментальной деятельности: - теоретические методы: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме экспериментального проекта; изучение нормативно-правового обеспечения; моделирование, сравнение, классификация, обобщение, систематизация; - эмпирические методы: изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта; педагогическое наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; изучение результатов профессиональной деятельности и продуктов творческой деятельности педагогов; экспертная оценка; - статистические: методы математической статистики для оценки достоверности полученных результатов. Независимые переменные: · этапы НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования; · направления НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования; · формы, методы и средства НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации в УОСО. Зависимые переменные: · количество разрешённых личностно-профессиональных затруднений и восполненных образовательных дефицитов педагогов, вовлечённых в процесс педагогической профилизации; · уровень профессиональной компетентности педагогов работников в области педагогической профилизации; · взаимодействие и сотрудничество всех субъектов НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации; · удовлетворенность всех субъектов НМС результатами деятельности по педагогической профилизации в условиях эксперимента; · эффективность процесса педагогической профилизации в УОСО. Диагностический инструментарий для оценки эффективности апробируемого нововведения: · комплексное анкетирование с целью изучения мнения субъектов сопровождения о результативности модели НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации; · диагностические методики изучения уровня компетентности педагогов в области педагогической профилизации (анкеты, листы наблюдений, интервью, экспертные оценки); · рефлексия педагогами результатов деятельности по педагогической профилизации; · контент-анализ результатов деятельности педагогов по педагогической профилизации. Описание методики обработки результатов эксперимента Для проверки гипотезы будут осуществляться анализ и обобщение результатов комплексной диагностики. Для оценки статистически достоверных различий результатов экспериментальной деятельности предполагается использование критерия Пирсона. Использование данного метода обусловлено необходимостью проверки гипотезы о законе распределения: насколько полученные в результате эксперимента данные подчиняются закону нормального распределения объектов двух совокупностей. Распределение функциональных обязанностей лиц, участвующих в эксперименте. В эксперименте будут задействованы: ‑ педагоги, которые осуществляют деятельность по педагогической профилизации и осваивают необходимые для этого компетенции в условиях НМС; ‑ руководители УВО-экспериментальных площадок, организующие и создающие условия для эффективной реализации плана и программ экспериментальной работы, ‑ субъекты, осуществляющие НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации в УОСО в рамках экспериментальной модели; ‑ руководители проекта, осуществляющие научное руководство и координацию деятельности по реализации проекта. |
||||||||||||||||||||
10. Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность эксперимен-тальной деятельности |
Критерии и показатели эффективности экспериментальной деятельности 1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области педагогической профилизации в УОСО: ü уровень сформированности информационно-содержательного, деятельностно-поведенческого, мотивационно-ценностного компонентов компетентности; ü количество разрешённых личностно-профессиональных затруднений и восполненных образовательных дефицитов педагогов, вовлечённых в процесс педагогической профилизации; ü наличие личностных достижений педагогов (публикации, участие в конкурсах, мероприятиях и др.); 2. Повышение эффективности педагогической профилизации в УОСО: ü высокий коэффициент поступления учащихся, прошедших допрофильную педагогическую подготовку, в профильные классы; ü высокий коэффициент поступления учащихся, прошедших профильную педагогическую подготовку, на педагогические специальности; ü высокий уровень познавательной активности учащихся, сформированность у них интереса к педагогической деятельности, наличие первичного опыта педагогической деятельности; ü высокая степень вовлеченности педагогического коллектива в создание педагогизированной среды УОСО. 3. Удовлетворенность всех субъектов НМС результатами экспериментальной деятельности: ü степень интереса всех участников образовательного процесса к осуществлению процесса педагогической профилизации в УОСО; ü удовлетворенность сопровождаемых результатами деятельности по педагогической профилизации в условиях эксперимента; ü удовлетворенность сопровождающих качеством НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации. |
||||||||||||||||||||
11. Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта |
Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта Для реализации проекта в учреждении образования необходимо следующее кадровое обеспечение:
Дополнительно в ходе реализации экспериментального проекта могут принимать участие: заместитель директора по воспитательной работе (организация воспитательного процесса), педагог социальный (социально-педагогическое сопровождение проекта). Материально-техническая база учреждения образования, осуществляющего экспериментальную деятельность, должна соответствовать существующим нормативам. Для успешной реализации экспериментального проекта необходимо регулярное пополнение библиотечного фонда педагогическими изданиями, научно-методической и справочно-энциклопедической литературой; обновление компьютерных программных продуктов, возможность пользования удаленными информационными ресурсами (доступ в Интернет), наличие мульмедийного оборудования, множительной техники. |
||||||||||||||||||||
12. Сроки проведения экспериментальной деятельности |
Продолжительность экспериментальной деятельности – сентябрь 2022 – август 2024 гг. Данные сроки обусловлены продолжительностью осуществления профильной педагогической подготовки на третьей ступени общего среднего образования (2 года) и необходимостью сделать научно обоснованные выводы об эффективности апробации модели НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации в УОСО. |
||||||||||||||||||||
13. Финансово-экономическое обоснование экспериментального проекта |
Описание затрат на проведение эксперимента В процессе апробации проекта предусматривается введение надбавок к заработной плате участникам экспериментального проекта в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Предполагается привлечение средств от внебюджетной деятельности, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, для приобретения литературы, обучающих компьютерных программ, командировочных расходов, подготовку методических рекомендаций и дидактических материалов и иных мероприятий, связанных с реализацией задач эксперимента. Описание практической и социальной значимости экспериментального проекта Практическая значимость проекта состоит в том, что предлагаемые в рамках модели принципы, направления, этапы, формы, методы и средства НМС могут использоваться для разработки различных программ сопровождения деятельности педагогов, учитывающих особенности конкретного образовательного учреждения и отдельных педагогических работников. Социальная значимость проекта заключается в том, что специально организованное научно-методическое сопровождение деятельности педагогов, осуществляющих профильную и допрофильную педагогическую подготовку учащихся, является фактором повышения эффективности процесса педагогической профилизации в УОСО, а также педагогической деятельности в целом. Это создает предпосылки для устойчивого развития системы непрерывного педагогического образования и удовлетворения потребности системы образования в профессионально компетентных специалистах, способных осуществлять профильную и допрофильную педагогическую подготовку обучающихся с учётом требований к деятельности по педагогической профилизации образовательного процесса. |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Модель научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в УОСО
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Описание предмета НМС ‑ деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования
1. Описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций деятельности педагогов по педагогической профилизации
Обобщенные трудовые функции (ОТФ) |
Трудовые функции (ТФ) |
||
Код |
Наименование |
Код |
Наименование |
01 |
Осуществление профильной и допрофильной педагогической подготовки учащихся |
01.01 |
Реализует учебную программу факультативных занятий по профильной и/или допрофильной педагогической подготовке |
01.02 |
Реализует содержание учебных предметов с учётом педагогической составляющей |
||
01.03 |
Организовывает внеклассные мероприятия профориентационной педагогической направленности |
||
01.04 |
Участвует в формировании педагогического класса / группы |
||
02 |
Создание педагогизированной образовательной среды в учреждении общего среднего образования |
02.01 |
Осуществляет взаимодействие в профессиональной педагогической среде (с учителями, классным руководителем, педагогом-психологом) по вопросам педагогической профилизации |
02.02 |
Осуществляет взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам педагогической профилизации |
||
02.03 |
Осуществляет сетевое взаимодействие с учреждениями образования по вопросам педагогической профилизации |
||
02.04 |
Осуществляет взаимодействие с социальными партнёрами и социокультурными институтами (музеями, театрами, клубами, библиотеками и др.) в целях педагогической профилизации |
||
03 |
Осуществление личностно-профессионального саморазвития в области педагогической профилизации |
03.01 |
Осуществляет исследовательскую, в т.ч. экспериментальную и инновационную деятельность, по вопросам педагогической профилизации |
03.02 |
Совершенствует собственную компетентность в области педагогической профилизации |
||
03.03 |
Распространяет опыт педагогической деятельности по педагогической профилизации |
2. Описание трудовых действий в рамках реализации трудовых функций деятельности педагога по педагогической профилизации (фрагмент)
ОТФ 01 «Осуществление профильной и допрофильной педагогической подготовки учащихся»
ТФ 01.01 «Реализует учебную программу факультативных занятий по профильной и/или допрофильной педагогической подготовке»
Трудовые действия (ТД) |
ТД_1 Разрабатывает календарно-тематическое планирование факультативных занятий ТД_2 Отбирает содержание и адекватные формы и методы проведения факультативных занятий ТД_3 Проводит занятия по темам факультативных занятий / кружков ТД_4 Разрабатывает учебно-методическое сопровождение профильной и допрофильной педагогической подготовки учащихся |
Требования к знаниям |
· специфику профильного и допрофильного обучения педагогической направленности; · специфику преподавания психологических и педагогических модулей факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» · содержание и методику организации различных видов педагогических проб учащихся · методику организации работы с портфолио «Я – педагог» · систему критериев оценивания учебных достижений учащихся в процессе освоения содержания факультативных занятий |
Требования к умениям |
· мотивирует познавательную деятельность учащихся средствами факультативных занятий · использует эффективные формы, методы и средства работы по ориентации учащихся на педагогическую профессию · использует современные ИКТ-инструменты, программные и мультимедийные средства, веб-сервисы и их возможности · организует различные виды педагогических проб учащихся · организует работу учащихся с портфолио «Я - педагог» · организует проектно-исследовательскую деятельность учащихся · использует адекватные способы оценки и самооценки результатов освоения содержания факультативных занятий (в т.ч. эссе, творческие задания, презентации, проекты, портфолио и др.) |
Другие характеристики |
· способен реализовывать содержание программы в ориентации на формирование интереса учащихся к самопознанию своей личности, развитие педагогических способностей, навыков межличностного взаимодействия и саморегуляции поведения и деятельности |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Анкета по выявлению уровня компетентности педагогов в области педагогической профилизации
Уважаемые коллеги!
Предлагаем вам принять участие в опросе для оценки уровня собственной компетентности в области педагогической профилизации образовательного процесса.
Результаты анкетирования будут использованы для выявления личностно-профессиональных затруднений / образовательных дефицитов педагогов, осуществляющих профильную и допрофильную педагогическую подготовку, и организации процесса научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации.
1. Ваши фамилия, имя, отчество ____________
2. Учреждение образования, в котором вы работаете ____________
3. Ваш педагогический стаж _________
4. Ваша квалификационная категория _________
5. Кем вы работаете? Выберите ответы, которые вам подходят, или впишите свой ответ
p учитель, который ведет факультативные занятия по профильной / допрофильной педагогической подготовке учащихся
p учитель-предметник, который ведет учебные занятия в педагогическом классе / классе допрофильной подготовки
p учитель, осуществляющий классное руководство обучающихся в педагогическом классе
p педагог-психолог, который ведет факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию»
p педагог-психолог, который осуществляет психолого-педагогическое сопровождение педагогической профилизации
p педагог социальный, который ведет факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию»
p заместитель директора учреждения образования, который ведет факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию»
p _______________________________________________________________
6. Считаете ли вы необходимой организацию научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации, и в какой роли вы видите свое участие в проекте? Выберите подходящий ответ.
p Да. Научно-методическое сопровождение педагогов необходимо для полной реализации целей и задач педагогической профилизации образовательного процесса. Мне нужна методическая помощь в этом направлении. Я вижу себя в роли сопровождаемого.
p Да. Научно-методическое сопровождение педагогов необходимо для полной реализации целей и задач педагогической профилизации образовательного процесса. Готов выступить в роли сопровождающего (наставника, куратора), т.к. имею стремление поделиться личным опытом, оказать методическую помощь и поддержку коллегам.
p Отчасти. Научно-методическое сопровождение педагогов необходимо лишь тем, кто испытывает профессиональные затруднения в данном аспекте профессиональной деятельности. Готов участвовать в составлении индивидуальных программ сопровождения и оказать поддержку коллегам по некоторым узким аспектам деятельности в рамках своей компетенции.
p Нет. Научно-методическое сопровождение педагогов не представляется эффективным для решения профессиональных затруднений при реализации педагогической профилизации образовательного процесса.
7. С чем связано ваше решение стать участником экспериментального проекта по апробации модели научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации? (можно выбрать несколько ответов, но не более 3-х):
p высокий уровень профессиональных притязаний, потребность в самореализации
p возможность делиться со старшеклассниками, коллегами своим опытом педагогической деятельности, содействовать повышению качества педагогического образования, повышению престижа педагогической профессии
p осознание нехватки определенных умений и навыков (профессиональных дефицитов), потребность в восполнении недостающих компетенций
p стремление быть замеченным и по достоинству оцененным
p возможность попробовать себя в новых видах педагогического творчества, профессиональный исследовательский интерес
p потребность в контактах с интересными, творческими людьми, возможность обучиться новому, познакомиться с чужим профессиональным опытом
p потребность в решении конкретных профессиональных затруднений
p возможность иметь дополнительную нагрузку в настоящем или будущем
p распоряжение администрации
p другое _________________________________________________________________
8. Оцените уровень своих профессиональных компетенций, необходимых для эффективной работы по педагогической профилизации, воспользовавшись четырехбалльной шкалой, где 1 – наименьший показатель, а 4 – наибольший показатель.
№ п/п |
Аспект деятельности по педагогической профилизации |
Шкала самооценки |
1. |
Знания и теоретические умения |
|
1.1. |
Я знаю специфику профильного и допрофильного обучения педагогической направленности |
1 2 3 4 |
1.2. |
Я знаю специфику преподавания содержания педагогических модулей факультативных занятий |
1 2 3 4 |
1.3. |
Я знаю специфику преподавания содержания психологических модулей факультативных занятий |
1 2 3 4 |
1.4. |
Я осознаю, каким образом можно использовать межпредметные связи в целях педагогической профилизации |
1 2 3 4 |
1.5. |
Я знаю способы мотивирования познавательной деятельности учащихся, в т.ч. средствами факультативных занятий |
1 2 3 4 |
1.6. |
Я знаю критерии оценивания учебных достижений учащихся |
1 2 3 4 |
1.7. |
Я знаю содержание и методику организации различных видов педагогических проб учащихся |
1 2 3 4 |
1.8 |
Я знаю методику организации работы с портфолио «Я ‑ педагог» |
1 2 3 4 |
1.9 |
Я осознаю важность взаимодействия с коллегами (с учителями, классным руководителем, педагогом-психологом) по вопросам педагогической профилизации |
1 2 3 4 |
1.10 |
Я знаю способы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам ориентации на педагогическую профессию |
1 2 3 4 |
1.11 |
Я понимаю потенциал социокультурных институтов (музеи, театры, клубы, библиотеки и др.) для целей педагогической профилизации |
1 2 3 4 |
2. |
Умения и навыки деятельности, поведение |
|
2.1 |
Я умею составлять календарно-тематическое планирование факультативных занятий |
1 2 3 4 |
2.2 |
Я разрабатываю содержание учебных занятий с учетом акцентирования педагогической составляющей |
1 2 3 4 |
2.3 |
Я умею поддерживать вовлеченность учащихся в различные виды учебной деятельности во время уроков / факультативных занятий |
1 2 3 4 |
2.4 |
Я использую эффективные формы, методы и средства работы по ориентации учащихся на педагогическую профессию |
1 2 3 4 |
2.5 |
Я владею современными информационно-коммуникационными технологиями и использую их при проведении занятий |
1 2 3 4 |
2.6 |
Я умею организовывать различные виды педагогических проб учащихся |
1 2 3 4 |
2.7 |
Я умею организовать работу учащихся с портфолио «Я - педагог» |
1 2 3 4 |
2.8 |
Я вовлекаю учащихся в проектно-исследовательскую деятельность |
1 2 3 4 |
2.9 |
Я использую адекватные способы оценки и самооценки результатов освоения содержания факультативных занятий |
1 2 3 4 |
2.10 |
Я могу предвидеть возможные затруднения у учащихся и определить пути их преодоления |
1 2 3 4 |
2.11 |
Я разрабатываю учебно-методическое обеспечение занятий по педагогической профлиизации |
1 2 3 4 |
2.12 |
Я умею организовывать внеклассные мероприятия профориентационной педагогической направленности |
1 2 3 4 |
2.13 |
Я взаимодействую с коллегами (с учителями, классным руководителем, педагогом-психологом) по вопросам педагогической профилизации |
1 2 3 4 |
2.14 |
Я взаимодействую с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам ориентации на педагогическую профессию |
1 2 3 4 |
2.15 |
Я использую возможности социокультурных институтов (музеев, театров, клубов, библиотек и др.) для педагогической профилизации |
1 2 3 4 |
2.16 |
Я использую сетевое взаимодействие между учреждениями образования для решения задач педагогической профилизации |
1 2 3 4 |
2.17 |
Я участвую в исследовательской, в т.ч. экспериментальной / инновационной деятельности для решения задач педагогической профилизации |
1 2 3 4 |
2.18 |
Я участвую в мероприятиях по обмену эффективным опытом педагогической профилизации |
1 2 3 4 |
2.19 |
Я распространяю свой опыт деятельности по педагогической профилизации |
1 2 3 4 |
3. |
Ценности, отношения, установки |
|
3.1 |
Я интересуюсь вопросами профильной и допрофильной педагогической подготовки учащихся |
1 2 3 4 |
3.2 |
Я ценю возможности профильной и допрофильной педагогической подготовки в формировании интереса учащихся к самопознанию своей личности, развитии педагогических способностей учащихся |
1 2 3 4 |
3.3 |
Я стремлюсь совершенствовать собственную компетентность в области педагогической профилизации |
1 2 3 4 |
3.4 |
Я стараюсь своим примером и деятельностью повышать престиж педагогической профессии |
1 2 3 4 |
9. Ваши комментарии, пожелания, предложения:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Индивидуальная программа НМС деятельности педагога по педагогической профилизации*
№ п/п |
Профессиональные затруднения / дефициты |
Действия, мероприятия по решению затруднений |
Сроки |
Форма предъявления результата |
* При проектировании индивидуальной программы НМС деятельности педагога по педагогической профилизации может использоваться метод личностно-ресурсного картирования, предполагающий подбор различных ресурсов (кадровые, информационные, материально-технические, финансовые, социальные, собственные лично-значимые ресурсы педагога и др.) под конкретные затруднения / дефициты / задачи НМС.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Примерная программа НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации на уровне УОСО (для педагогического коллектива)
Задача НМС |
Формы, методы и средства НМС |
Сроки НМС |
Результат |
|
1. Диагностический этап |
||||
1. Входная диагностика уровня сформированности компетентности педагогов в области педагогической профилизации |
анкетирование |
сентябрь 2022 г. |
||
2. Помощь педагогам в выявлении затруднений в деятельности по педагогической профилизации |
заполнение листа самооценки |
сентябрь 2022 г. |
||
3. Формирование у педагогов положительной мотивации к деятельности по педагогической профилизации |
встреча рабочей группы по экспериментальному проекту |
сентябрь 2022 г. |
||
……………. |
||||
2. Проектировочный этап |
||||
1. Изучение педагогами предмета НМС (деятельность педагога по педагогической профилизации) |
Уточнение перечня ОТФ, ТФ и ТД педагога по педагогической профилизации |
сентябрь 2022 г. |
||
2. Содействие педагогам в проектировании индивидуальных программ сопровождения |
индивидуальное консультирование |
октябрь 2022 г. |
||
……………. |
||||
3. Реализационный этап |
||||
1. Содействие педагогам в реализации индивидуальной программы сопровождения |
К |
наставничество индивидуальное консультирование |
на протяжении года |
|
2. Ознакомление педагогов с документацией по педагогической профилизации |
И |
предоставление для изучения нормативной документации |
сентябрь 2022 г. сентябрь 2023 г. |
|
3. Организация изучения педагогами, ведущими факультативные занятия, учебно-методического обеспечения факультативных занятий (учебной программы, методического сопровождения, УМК) |
И |
информирование о материалах, размещенных на сайте «Педагогические классы» |
сентябрь 2022 г. сентябрь 2023 г. |
|
4. Помощь учителям-предметникам в отборе и конструировании содержания учебных предметов с учётом педагогической составляющей |
К |
групповые консультации в рамках предметных МО |
1 раз в четверть |
|
5. Организация обмена опытом реализации содержания учебных предметов с учётом педагогической составляющей учителями-предметниками |
О |
методический марафон открытых учебных занятий |
ноябрь 2022 г. |
|
О |
взаимопосещение учебных занятий |
на протяжении года |
||
6. Ознакомление классных руководителей со спецификой работы в педагогическом классе |
И |
семинар для классных руководителей |
декабрь 2022 г. |
|
7. Помощь педагогам в отборе эффективных форм и методов работы с родителями учащихся, осваивающих программы профильного обучения педагогической направленности / допрофильной подготовки |
И |
включение в содержание работы педагогического с1овета данной тематики |
март 2023 г. |
|
8. Содействие педагогам-психологам в организации психолого-педагогического сопровождения педагогической профилизации |
К |
определение направлений и подбор адекватных диагностических инструментов сопровождения |
октябрь 2022 г. октябрь 2023 г. |
|
9. Организация обмена эффективным опытом педагогической профилизации всеми педагогами УОСО |
О |
школьная конференция по профильной и допрофильной подготовке учащихся |
май 2023 г. |
|
……………. |
||||
4. Рефлексивный этап |
||||
1. Промежуточная диагностика уровня сформированности компетентности педагогов в области педагогической профилизации |
анкетирование |
апрель 2023 г. |
||
2. Внесение корректив в программы сопровождения |
анализ результатов НМС, корректировка программ |
апрель 2023 г. |
||
3. Итоговая диагностика уровня сформированности компетентности педагогов в области педагогической профилизации |
анкетирование |
апрель 2024 г. |
||
4. Анализ и оценка эффективности реализации программ НМС |
справка-отчет |
апрель 2024 г. |
* Направления НМС на реализационном этапе:
И ‑ информационное
К ‑ консалтинговое
О ‑ обучающее
При необходимости в программу НМС могут быть включены и другие направления сопровождения (ресурсное, методическое, аналитическое и др.).
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Республиканский опрос педагогов, ведущих факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию», и представителей администрации УОСО, в которых открыты педагогические классы / группы
Анкета для педагогов
1. Укажите причину, по которой вы согласились вести факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию» (можно выбрать несколько ответов):
- возможность преподавать психолого-педагогический курс
- возможность популяризации педагогической профессии, повышения её престижа
- интересно содержание факультативных занятий
- возможность делиться со старшеклассниками своим опытом педагогической деятельности
- возможность повлиять на решение старшеклассников связать свою жизнь с педагогической профессией
- возможность иметь дополнительную нагрузку
- распоряжение администрации
- другое ___________________
2. Какие затруднения Вы испытываете при подготовке факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию»: *
- недостаток методических материалов для разработки содержания факультативных занятий
- недостаточный уровень собственной психолого-педагогической компетентности
- отбор организационных форм и методов обучения
- подбор и/или разработка заданий для самостоятельной или групповой работы
- распределение содержания факультативного занятия по времени
- разработка критериев оценивания учебных достижений учащихся
- предвидение возможных затруднений у учащихся и путей их преодоления
- другое ____________________
3. Какие затруднения Вы испытываете при проведении факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию»: *
- ясное и понятное изложение материала (выделение ключевых понятий, закономерностей, формулирование обобщающих выводов и т.п.)
- активизация познавательной деятельности учащихся
- поддержание рабочей атмосферы (дисциплины) на занятиях
- повышение мотивации к освоению содержания факультативных занятий
- использование педагогических методов и приемов, адекватных учебной ситуации
- применение методов активного обучения
- оценивание учебных достижений учащихся
- организация педагогических проб
- организация работы с портфолио «Я - педагог»
- организация обратной связи с учащимися
- применение ИКТ в образовательном процессе
- поддержка учебного сотрудничества между учащимися
- управление психологическим состоянием учащихся
- другое ____________________
4.Используете ли Вы пособия учебно-методического комплекса для организации и проведения факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию»? *
Если Вы выбрали вариант "не использую", укажите в строке "Другое" причину, по которой не используете УМК.
- использую в полной мере
- использую частично
- не использую
- другое _____________________
5.Отметьте пособия учебно-методического комплекса, которые Вы используете при организации и проведении факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию»:
- «Дневник самодиагностики для учащихся»
- «Атлас педагогических профессий и ролей»
- рабочая тетрадь «Я в педагогической профессии. XI класс»
- рабочая тетрадь «Познай самого себя». XI класс»
- рабочая тетрадь «Человек познающий. X класс»
- мультимедийный учебный тренажер к модулю-1 «В мире педагогической профессии» (X класс)
- мультимедийный учебный тренажер к модулю-3 «Я в педагогической профессии» (XI класс)
6. Отметьте из перечисленных ниже форм и методов обучения те, которые при использовании вызывают у Вас наибольшие затруднения: *
- Case-study (анализ конкретных ситуаций)
- Дискуссии
- Дебаты
- Групповая работа
- Работа в парах
- Самостоятельная работа
- Работа с портфолио
- Метод дилемм
- Методы получения обратной связи
- Методы активного обучения
- Деловые игры
- Метод проектов
- другое _________________________
7.Назовите наиболее продуктивные, по Вашему мнению, формы и методы проведения факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» *
8. Какие трудности, с Вашей точки зрения, испытывают учащиеся на факультативных занятиях «Введение в педагогическую профессию»? *
9. Что бы Вы хотели изменить в программе факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию»? *
10. Оцените эффективность представленных форм развития профессиональной компетентности педагогов, ведущих факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию», по шкале от 1 (наименьшая эффективность) до 6 (наибольшая эффективность). *
Круглые столы 1 2 3 4 5 6
Семинары 1 2 3 4 5 6
Вебинары 1 2 3 4 5 6
Тренинги 1 2 3 4 5 6
Научно-практические конференции 1 2 3 4 5 6
Курсы повышения квалификации 1 2 3 4 5 6
Взаимопосещение факультативных занятий 1 2 3 4 5 6
11. Какие темы Вы предложили бы обязательно включить в программу семинара / круглого стола / курсов повышения квалификации для педагогов, ведущих факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию»? *
12. Какими полезными материалами, ссылками на интересные источники, касающимися проведения факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию», Вы можете поделиться со своими коллегами?
13.Пользуетесь ли Вы ресурсами сайта «Педагогические классы»? *
- Да, регулярно проверяю обновление информации на сайте «Педагогические классы», активно использую информационные ресурсы сайта
- Захожу на сайт время от времени по мере необходимости
- Заходил/-а на сайт один-два раза случайно / по прямой ссылке; подробно с материалами сайта не знакомился/-лась
- Нет, впервые слышу про такой сайт
14.Обращались ли Вы в студенческий клуб выпускников педагогических классов «ПРОФиль+» за консультацией / советом, с вопросом / предложением о взаимодействии посредством заполнения формы обратной связи на сайте «Педагогические классы»? *
- Да
- Нет
15.Подписаны ли Вы на Telegram-канал «Педагогические классы»? *
- Да
- Нет
16. Ваши комментарии, пожелания, предложения: _______________________________
17. Краткая информация о респонденте
Ваша должность *
- Директор
- Заместитель директора
- Педагог-организатор
- Педагог-психолог
- Социальный-педагог
- Учитель-предметник
- Другое:
Ваш педагогический стаж *
- до 5 лет
- от 6 до 10 лет
- от 11 до 20 лет
- от 21 до 30 лет
- Более 30 лет
Ваша квалификационная категория *
- Высшая категория
- l категория
- ll категория
- Без категории
- Учитель-методист
- Другое:
Вы ведёте факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию»: *
- в X классе
- в XI классе
- в X и XI классе
Анкета для администрации
Уважаемые коллеги!
Предлагаем вам принять участие в опросе для оценки качества процесса педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования, в которых открыты профильные классы /группы педагогической направленности.
Результаты анкетирования будут использованы для совершенствования педагогической профилизации в системе непрерывного педагогического образования Республики Беларусь.
Анкета анонимная.
- Каким образом в Вашем учреждении образования осуществляется отбор учащихся для обучения в педагогическом классе / группе?
- ведётся системная допрофильная педагогическая подготовка на II ступени общего среднего образования (5-9 классы)
- осуществляется диагностика склонностей и намерений учащихся 8 – 9-х классов к выбору профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования
- выявляются намерения учащихся 9-х классов посредством анкетирования
- выявляются предпочтения родителей учащихся 9-х классов посредством анкетирования
- анализируется успеваемость учащихся 9-х классов
- другое_________________________
- Какие трудности Вы испытываете в привлечении учащихся для продолжения обучения в педагогическом классе/группе?
- Отметьте, по каким критериям Вы выбираете педагога, который будет вести факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию» в педагогическом классе/группе?
- стаж педагога
- квалификационная категория педагога
- желание самого педагога
- личностные качества педагога
- профессионализм, мастерство педагога
- уровень психолого-педагогической подготовки
- другое ________________________
- Отметьте виды мониторинга педагогической профилизации, которые используются в Вашем учреждении образования:
- анкетирование учащихся, педагогов, родителей о результативности формирования у учащихся педагогических классов мотивации выбора педагогической профессии
- психодиагностические методики с целью изучения профессиональной направленности учащихся
- углубленная комплексная профориентационная диагностика (применительно к сфере педагогических профессий)
- посещение администрацией, психологом школы учебных занятий факультативного курса «Введение в педагогическую профессию»
- взаимопосещение педагогами учебных занятий факультативного курса «Введение в педагогическую профессию»
- включенное психолого-педагогическое наблюдение за участием учащихся педагогических классов в педагогических пробах
- анализ портфолио «Я – педагог»
- индивидуальные беседы с учащимися педагогических классов, их родителями и педагогами
- другое __________________________
- Каким образом реализуется в Вашем учреждении образования педагогическая поддержка учащихся и педагогов профильных классов/групп педагогической направленности со стороны администрации и педагогического коллектива??
- вопросы содействия организации качественной подготовки педагогической направленности регулярно рассматриваются на совещаниях, заседаниях, педагогических советах учреждения образования
- разработана и реализуется система мер мотивации и стимулирования труда специалистов, работающих в педагогических классах/группах
- реализуется индивидуальный подход к учащимся педагогических классов/групп, в том числе со стороны классного руководителя, учителей-предметников
- разработана и реализуется система психолого-педагогических условий для организации педагогических проб с участием всех педагогических работников и сотрудников учреждения образования
- другое ______________
- Как изменилась образовательная среда Вашего учреждения образования с появлением педагогического класса/группы?
- никаких особенных изменений не отмечается
- отмечается положительное влияние учебной/внеучебной деятельности учащихся педагогических классов/групп на разные возрастные группы
- повысился общий уровень культуры, воспитанности, уважительного отношения к педагогическим работникам учреждения образования со стороны учащихся
- улучшились образовательные результаты учащихся педагогических классов/групп
- улучшилась дисциплина, снизилось количество инцидентов и конфликтов среди учащихся начальной/средней школы
- в лучшую сторону изменилось ценностное отношение родителей к школе и профессии педагога
- улучшился психологический микроклимат и сплоченность в классах, где обучаются учащиеся педагогического класса/группы
- другое ______________
- Возникали ли в вашем учреждении образования затруднения с выдачей выпускникам педагогических классов рекомендаций для льготного поступления на педагогические специальности из-за невыполнения формальных условий (например, отказ в выдаче рекомендации учащемуся из-за одной отметки «6» в аттестате)?
- да
- нет
- Подавали ли Вы заявку на распределение молодого специалиста из числа выпускников педагогического класса Вашего учреждения образования?
- да
- нет
- Какие проблемы Вы видите в организации деятельности педагогических классов/ групп?
- С кем сотрудничает Ваше учреждение образования в случаях возникновения затруднений, необходимости повышения эффективности организации педагогической профилизации?
- Есть ли на сайте Вашего учреждения образования раздел, посвященный педагогическим классам/группам (информация о сущности, организации и перспективах профильной педагогической подготовки, о работе педагогических классов/групп в Вашем учреждении образования и пр.)?
- да
- нет
- Есть ли у Вашего учреждения образования опыт сотрудничества со студенческим клубом выпускников педагогических классов «ПРОФиль+»?
- Да, у нас есть опыт взаимодействия с «ПРОФиль+»
- Нет, у нас нет опыта взаимодействия с «ПРОФиль+»
- Мы планируем взаимодействовать с «ПРОФиль+»
- Подписаны ли Вы на Telegram-канал «Педагогические классы»?
- да
- нет
- Ваши комментарии, пожелания, предложения по совершенствованию процесса педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования:
___________________________________________________________
- Краткая информация о респонденте:
Ваша должность
Ваш педагогический стаж
Ваша квалификационная категория
Ведёте ли вы факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию»?
- да
- Нет
Населенный пункт, в котором расположено Ваше учреждение образования
- Столица
- Город
- Поселок городского типа
- Сельский населенный пункт
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Примерная программа НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации на уровне УНИК НПО*
Формы, методы и средства НМС |
Сроки НМС |
Площадка реализации НМС |
Организационное сопровождение |
||
1. Рабочие встречи участников экспериментального проекта: |
ЦРПО БГПУ |
|
стартовая встреча |
сентябрь 2022 г. |
|
промежуточная встреча |
сентябрь 2023 г. |
|
итоговая встреча |
апрель 2024 г. |
|
2. Онлайн-семинары по организации экспериментальной деятельности в УОСО |
на протяжении периода реализации ЭП |
сервис видеоконференции Zoom |
…………………. |
||
Содержательное сопровождение |
||
1. Республиканский опрос педагогов, ведущих факультативные занятия, и администрации УОСО, в которых открыты педагогические классы |
ежегодно (май 2022 г., 2023 г., 2024 г.) |
сайт «Педагогические классы» https://pedklassy.bspu.by/category/useful-resources/questionnaires/ |
2. РОР-сессии педагогов по решению личностно-профессиональных затруднений |
январь-март 2023 г. |
ЦРПО БГПУ |
3. Обмен эффективным опытом педагогической профилизации |
на протяжении периода реализации ЭП |
онлайн-платформа Google Класс |
4. Курсы повышения квалификации педагогических работников учреждений общего среднего образования «Теория и практика деятельности педагогических классов» |
апрель 2023 г. |
ИПКиП БГПУ |
5. V Международная научно-практическая конференция «Педагогические классы: опыт и перспективы» |
ноябрь 2023 г. |
БГПУ |
…………………. |
||
Информационное сопровождение |
||
1. Ресурсное обновление сайта «Педагогические классы» |
на протяжении периода реализации ЭП |
Интернет портал БГПУ |
2. Сетевое взаимодействие по созданию информационной базы источников по педагогической профилизации |
май 2023 г. |
онлайн-платформа Google Класс |
3. Сетевое взаимодействие по созданию информационной базы экспертов в области педагогической профилизации |
май 2024 г. |
онлайн-платформа Google Класс |
…………………. |
*В процессе проектирования в программу НМС будут включаться мероприятия субъектов НМС региональных кластеров
Просмотров: 801