Помощь молодому специалисту

Типология уроков

Тип урока — понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов. В зависимости от дидактических целей выделяют следующие типы уроков.

Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:

1 — организация начала урока;
2 — проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 — подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
4 — изучение нового материала, в том числе и объяснение;
5 — закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6 — обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7 — подведение итогов и результатов урока;
8 — задание на дом;
9 — подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура урока изучения нового материала:

1 — первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
2 — указание на то, что учащиеся должны запомнить;
3 — мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
4 — сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
5 — первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
6 — контроль результатов первичного запоминания;
7 — регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
8 — внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
9 — частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:

1 — сообщение учащимися цели предстоящей работы;
2 — воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
3 — выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
4 — проверка выполненных работ;
5 — обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
6 — задание на дом (если это необходимо).

Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:

1 — сообщение темы, цели и задач урока;
2 — показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;
3 — проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;
4 — проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;
5 — проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;
6 — применение учащимися знаний, практические задания;
7 — выполнение комплексных творческих работ;
8 — итоги урока;
9 — домашнее задание.

Структура урока обобщения и систематизации знаний:

1 — сообщение темы, цели и задач урока;
2 — повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;
3 — повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;
4 — повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

Структура урока проверки знаний:

1 — организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
2 — постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;
3 — изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
4 — подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
5 — определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.

Структура урока формирования умений и навыков:

1 — постановка цели урока,
2 — повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,
3 — проведение проверочных упражнений,
4 — ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,
5 — упражнения на их освоение,
6 — упражнения на их закрепление,
7 — тренировочные упражнения по образу и подобию, алгоритму, инструкции,
8 — упражнения на перенос в сходную ситуацию,
9 — упражнения творческого характера,
10 — итог урока,
11 — задание на дом.

Памятка молодому педагогу «15 ошибок педагога»

Педагогическая теория и практика выделяет следующие ошибки педагогов:

  • монотонность при объяснении материала или наоборот, ско­роговорка и объяснение ключевых моментов темы с опу­щенной головой;
  • плохая организация занятия;
  • постоянное однообразие формы деятельности;
  • отсутствие динамики действий, взаимодействия участни­ков образовательного процесса;
  • восприятие педагогом детей в целом, а не каждой отдель­ной личности;
  • отсутствие в действиях педагога побуждающих факторов к деятельности;
  • использование «запретных» слов («вечно опаздываешь», «вечно забываешь», «постоянно разговариваешь», «никогда ничего не выполняешь» и т. д.);
  • отсутствие в ходе занятия оценки детей;
  • отсутствие оценки проведенного занятия;
  • сумбурная речь с обилием цитат, правил и формулировок, труд­но воспринимаемых на слух (речь педагога должна быть по­нятной, простой и доступной для любого возраста ребенка);
  • простые вещи объясняются слишком долго;
  • педагог кричит на детей;
  • на занятии отсутствует практическое участие или творчес­кая активность детей;
  • педагог не придает значения своему внешнему виду;
  • отсутствие динамики развития занятия.

В одной из своих статей Л.Н.Толстой писал, что современным делает педагога сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение педагогической деятельностью. Такому педагогу свойственно стремление к постоянному профессиональному росту, личностному совершенствованию, подъему общего культурного уровня. Именно о таком педагоге мечтает каждый ребенок, именно таким должен быть каждый молодой педагог.

Шаг за шагом, посещая занятия, просматривая планы, проверяя знания детей, можно обеспечить индивидуальный рост педагога с учетом его личных качеств, уровня развития, педагогических данных, склада характера. Только путем самообразования и творческих поисков педагог сможет прийти к своему мастерству.

 

Всё о домашнем задании
Как подготовить современный урок
Классификация методов обучения
Несколько практических советов педагогам на пути формирования профессионального мастерства и творчества
Нетрадиционный урок иностранного языка
Памятка для молодого учителя
Памятка для наставника
Памятка для составления тематического плана
Памятка по составлению технологической карты урока иностранного языка по ФГОС
Памятка учителю иностранного языка. Требования к современному уроку иностранного языка
Советы молодым педагогам
Терминологический словарь современного педагога
Типы уроков и их структура
Требования к современному уроку
Тренинг на тему Адаптация молодых учителей

Просмотров: 1955